- Как понять, что двигатель греется: признаки
- Причины, из-за которых двигатель может перегреться
- Внешний перегрев
- Внутренний перегрев
- 4. Меры профилактики, способствующие уменьшению риска перегрева двигателя
- Как избежать перегрева мотора
- Потеря охлаждающей жидкости
- Последствия слабого, среднего и сильного перегрева
- Признаки неисправности радиатора и термостата
- Причины которые могут вызвать перегрев
- Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?
- Советы и рекомендации
- Основные причины по которым перегревается двигатель
- Меры профилактики
- Самые распространённые причины перегрева двигателя и способы их устранения.
- Забит радиатор.
- Неисправен электровентилятор охлаждения.
- Заклинил термостат.
- Неисправна помпа (водяной насос).
- Воздушные пробки в системе охлаждения.
- Ремонт / Диагностика / Устранение перегрева.
- Проверьте свой термостат
- Проверьте ваш вентилятор радиатора
- Проверьте свой водяной насос
- Проверьте прокладку головки
- Проверьте, действительно ли двигатель перегревается
Как понять, что двигатель греется: признаки
Перегрев двигателя, даже единичного, чреват неприятными последствиями. Чтобы избежать такой неисправности, необходимо проверять температуру двигателя внутреннего сгорания и его состояние.
Основные симптомы перегрева ДВС:
- перевод стрелки температуры охлаждающей жидкости на панели приборов в красную зону (от 120 градусов);
- на многих автомобилях помимо температурной шкалы на панели есть индикатор, который загорается при превышении температурного диапазона, также это может сопровождаться специфическим звуком;
- значительное снижение тяги, мощности автомобиля;
- более громкая работа ДВС, при которой слышны звонкие металлические звуки;
- при значительном перегреве двигателя на свечах зажигания появляется белый налет, видимые повреждения на них;
- при сильном перегреве внешний осмотр состояния двигателя может выявить утечки антифриза, масла, трещины в корпусе и деформации отдельных деталей ДВС;
- появление темных хлопьев в охлаждающей жидкости и потемнения на стенках расширительного бачка (данную проверку необходимо проводить после значительного снижения температуры двигателя);
- вспенивание масла двигателя внутреннего сгорания или изменение его цвета на красновато-серый;
- вентилятор радиатора постоянно включен или не включен при движении в жаркую погоду в пробках или на малых скоростях;
- появление паров под капотом, что говорит о закипании охлаждающей жидкости.
Причины, из-за которых двигатель может перегреться
От перегрева защищает ДВС система охлаждения, в которую можно заливать тосол, антифриз или обычную воду.
Основными устройствами, контролирующими рабочую температуру и ее понижение, являются:
- вентилятор радиатора, который включается программно при достижении определенной температуры;
- термостат, открывающий движение теплоносителя по широкому кругу;
- датчиков температуры, передающих показания на ЭБУ, их несколько, их можно разместить как на двигателе, так и на радиаторе;
- электронный блок управления двигателем.
Неисправность в одном из вышеперечисленных узлов может привести к перегреву. Помимо неисправностей вышеперечисленных устройств, причиной перегрева могут быть как внешние факторы, так и другие внутренние неисправности.
Внешний перегрев
При появлении признаков перегрева требуется внешний осмотр радиатора, двигателя и системы охлаждения.
Основные причины внешнего перегрева:
- забитый грязью радиатор;
- двигатель покрыт значительным слоем грязи, масла или других веществ, что снижает охлаждение кузова воздухом из моторного отсека;
- неисправность или повреждение шторок радиатора;
- чрезвычайно высокие температуры наружного воздуха, в том числе пребывание на солнце при высоких температурах окружающей среды;
- появление облаков пара из глушителя;
- внешнее повреждение вентилятора из-за внешних воздействий (удары, отключение соседних агрегатов, неаккуратный ремонт).
Внутренний перегрев
Существует множество причин внутреннего перегрева, и не все из них можно обнаружить визуально, и некоторые из них необходимо искать квалифицированному механику.
Причины перегрева ДВС:
- низкий уровень охлаждающей жидкости;
- повреждение компонентов системы охлаждения, что привело к появлению протечек антифриза;
- вместо охлаждающей жидкости в систему охлаждения заливается вода, что во многих случаях приводит к перегреву, особенно при движении в жарких условиях, пробках или других ситуациях;
- неисправный термостат, который остается в закрытом положении;
- неисправность вентилятора;
- неисправность датчика вентилятора;
- неисправность водяного насоса или ременной передачи помпы;
- неисправность датчиков температуры охлаждающей жидкости;
- слабое натяжение ремня вентилятора, если оно есть;
- длительная работа ДВС на буксировке, холостом ходу или езде в пробках;
- длительная работа двигателя в условиях детонации (в основном относится к бензиновым двигателям внутреннего сгорания);
- неправильно отрегулированная система зажигания или впрыска, что приводит к непрерывному сгоранию топливной смеси при открытых выпускных клапанах, что значительно увеличивает температуру выхлопных газов;
- истощение сливного клапана;
- значительное количество отложений внутри камеры сгорания;
- отложения в каналах системы охлаждения;
- прогорание прокладок в ДВС;
- некачественный бензин с низким октановым числом или значительным количеством опасных присадок;
- добавление присадок в систему охлаждения или масла;
- повышенный износ поршневого узла;
- воздушные карманы в системе охлаждения.
4. Меры профилактики, способствующие уменьшению риска перегрева двигателя
Мойте радиатор под давлением. Фото Яндекс.Картинки
Как сказал Гиппократ: «Болезнь легче предотвратить, чем лечить». В одиночку добавлю — «и дешевле».
Это известное высказывание древнегреческого врача и философа вполне применимо к нашей сегодняшней теме.
В некоторых случаях предотвратить перегрев двигателя можно, своевременно приняв ряд профилактических мер. Кстати, угодить им совсем не сложно.
Ниже приводится их список:
- Регулярно проверяйте уровень антифриза в системе охлаждения двигателя автомобиля;
- Держите радиатор в чистоте. Регулярно продувайте его сжатым воздухом. А иногда — и его разборка с последующей мойкой;
- Чаще проверяйте состояние шлангов радиатора и приводных ремней насоса и вентилятора (на старых моделях автомобилей);
- На старых автомобилях необходимо правильно выставить угол зажигания. Перегрев мотора также может быть следствием его неправильной установки;
- Периодически проверяйте правильность работы термостата, помпы и вентилятора охлаждения радиатора.
Как избежать перегрева мотора
Итак, разобрались, почему перегревается двигатель, рассмотрели причины, коснулись последствий. И мы пришли к выводу, что при первых признаках перегрева двигателя необходимо обращаться в автосервис. Но как найти хороший автосервис, особенно если вы находитесь в другом районе? Например, в июле мы едем на пляж, путешествуя на собственном автомобиле.
Потеря охлаждающей жидкости
Во время движения шланг, соединяющий двигатель с радиатором, может лопнуть. В этом случае потеря жидкости будет незаметной. Так как пар будет проходить под машиной. И этого может не быть видно. Температурный датчик на панели приборов не покажет критического повышения. Потому что жидкости нет. Указатель не поднимется более чем на 80 градусов. Из-за отсутствия охлаждающей жидкости двигатель быстро выйдет из строя. В этом случае спасает только наблюдение.
Двигатель хуже тянет. Детонация появится при резком нажатии на педаль акселератора. Отклик дроссельной заслонки будет потерян. В общем, если в работе двигателя что-то изменилось, необходимо остановиться.
Если охлаждающая жидкость вытесняется из радиатора, а некоторое ее количество остается в системе. Чтобы долить жидкость, не выключайте двигатель. Если под рукой нет тосола или антифриза. Можно добавить воды. Но его стоит разливать небольшими порциями. Чтобы он равномерно распределялся по системе. На заглушенном двигателе холодная жидкость столкнется с кипящей водой и произойдет сильное расширение, что приведет к удару. Это приведет к разрушению. При сильном охлаждении появятся трещины в ГБЦ, гильзах.
Дайте двигателю медленно остыть. Если жидкость полностью ушла, двигатель необходимо остановить и дать ему остыть. Устранить неисправность и долить охлаждающую жидкость. Если вода должна быть добавлена зимой, необходимо снять термостат.
В противном случае радиатор замерзнет. Соты могут лопнуть. Так что разморозить радиатор получится только в теплом помещении. И, конечно же, при установке машины на открытой стоянке не забудьте слить воду. От блока и радиатора. Если сливных клапанов нет, снимите нижний шланг радиатора и открутите крышку со стороны блока цилиндров.
Последствия слабого, среднего и сильного перегрева
Последствия и стоимость ремонта зависят от степени перегрева ДВС. Своевременное обслуживание автомобиля, проверка уровня охлаждающей жидкости и температурного режима во время движения иногда снижает вероятность перегрева.
Небольшой перегрев ДВС происходит при работающем двигателе при превышении температуры в течение 4-12 минут. В основном это происходит, когда термостат или вентилятор не работают должным образом, и водитель своевременно обнаруживает это и вмешивается.
Во многих случаях такая ситуация, когда она возникает один раз, никак не влияет на состояние двигателя, особенно если у него небольшой пробег. Часто поршни слегка плавятся, при значительном превышении температуры даже на короткое время из глушителя появляется дым темного цвета, возникает ощущение, что двигатель всегда работает под нагрузкой.
Даже после однократного кратковременного перегрева двигателя он впоследствии начнет чаще нагреваться из-за изменений поршней и остатка расплавленного металла в цилиндрах.
Средняя степень перегрева двигателя внутреннего сгорания возникает, когда двигатель работает при экстремальных температурах не менее 20 минут. Для этого есть много причин, и все они описаны выше.
Последствия этого перегрева уже печальнее. Помимо характерных последствий слабого перегрева, которые проявляются в большей степени, это перекос или трещина ГБЦ, прогорание прокладок ГБЦ, вылетание седел клапанов, сильная деформация поршня, разрушение канала поршня кольца, утечки масла из-под всех типов прокладок и сальников.
Сильный перегрев двигателя внутреннего сгорания вызывает всевозможные очень серьезные последствия. В этом случае отдельные рабочие агрегаты могут выжить или двигатель можно выбросить.
Основные последствия чрезмерного перегрева двигателя:
- Основные последствия такого перегрева начнутся в камерах сгорания, в которых поршень будет плавиться и сгорать, пока в них не появятся дыры и не произойдет полное разрушение. Расплавленный остаток поршня будет прилипать к стенкам цилиндра, еще больше затрудняя движение поршней. На стенках цилиндра также появляются неровности. На этом этапе двигатель может заглохнуть.
- При разрушении поршней и повреждении камеры сгорания масло начинает перегреваться, полностью теряя смазочные характеристики, вызывая увеличение трения между деталями. От увеличения трения начинают плавиться шатун и коренные подшипники, прикрепляясь к коленчатому валу. Кроме того, вкладыши могут вращаться как в блоке, так и на шатунах, что также может вызывать остановку двигателя.
- Под воздействием критических для ДВС температур начинается деформация головки блока цилиндров, выгорают и впускной, и выпускной клапаны, одно или несколько гнезд клапанов вылетают из своих положений, в верхней части двигателя слышен громкий звенящий звук. Есть возможность выключить двигатель внутреннего сгорания.
- Поршень выдержал такие нагрузки, при этом коленчатый вал ломается из-за ранее образовавшейся на нем трещины на одной из шейок в месте повернутой гильзы. И снова двигатель внутреннего сгорания иногда продолжает работать.
- Один (или несколько поршней) не выдерживает значительных перегрузок и заклиниваний в цилиндр, что приводит к его поломке пополам. Дно в поддоне, верх в цилиндре. Облегченный шатун и поршневой палец начинают свободно болтаться в блоке и образовывать отверстие в одной из стенок. Такая ситуация у обычных людей называется кулаком дружбы. С ним двигатель всегда перестает работать.
Признаки неисправности радиатора и термостата
Найти причины перегрева двигателя не так уж и сложно. При повреждении радиатора это видно невооруженным глазом — из образовавшихся трещин потечет охлаждающая жидкость. Радиатор тоже можно загерметизировать, но это будет мешать циркуляции теплоносителя. В этом случае он просто забивается.
Определить работоспособность термостата можно, если просунуть руку под радиатор и ощупать его нижнюю часть в момент перегрева. Главное, делать это аккуратно, иначе будет пахнуть жареным. Если низ радиатора холодный, виноват термостат.
Причины которые могут вызвать перегрев
1. Недостаток хладагента. Жидкость в двигателе кипит не потому, что ее мало, а вот почему: помните внешнюю поверхность для охлаждения? В отсутствие жидкости поверхность контакта жидкости и нагретого двигателя недостаточна, а передача тепла в окружающую среду плохая. Отсюда перегрев. Система охлаждения двигателя не герметична, как многие считают, а в процессе работы жидкость испаряется — не забывайте регулярно проверять ее уровень. И, конечно же, следите за состоянием радиатора и патрубков — течи недопустимы. Бывают случаи внутренних утечек — из-за повреждения прокладки между ГБЦ и блоком цилиндров. Вода из сливного шланга не течет, но постоянное снижение уровня жидкости без видимых протечек — повод проявить осторожность и обратиться к специалисту. Вода, скопившаяся в цилиндрах при запуске двигателя, может привести к гидроудару — это буквально может разрушить поршневой узел и многое другое.
2. Состояние радиатора. Зазоры между сотами радиатора достаточно малы и постепенно могут быть загрязнены представителями мира насекомых. Шутка ли, был случай, когда небольшое загрязнение радиатора (вкупе с плохим состоянием двигателя) привело к постоянному перегреву автомобиля. Содержите радиатор в чистоте и, по крайней мере, время от времени продувайте его сжатым воздухом.
3. Неправильно установлен угол открытия. При нарушении угла зажигания процесс сгорания топлива прекращается. Как следствие: повышение температуры горения и снижение мощности. Мощность уменьшилась, но в этом нет необходимости. Что мы делаем? Правильно: сильнее нажимаем на педаль акселератора. Получается, что больше топлива тратится на расчетный режим работы двигателя (где происходит нормальное охлаждение). Отсюда перегрев. Кстати, проблема с зажиганием может возникнуть (только спонтанно, а не после вашего вмешательства в отлаженный механизм двигателя) при удлинении ремня или цепи ГРМ. Это не единственный вариант, но он распространен — имейте в виду.
4. Качество топлива. Несоответствующее октановое число приводит к снижению мощности и увеличению температурного режима горения топлива. Выход один — заправляться в одном месте, поэтому вероятность получить некачественный бензин ниже.
5. Отложения на стенках двигателя и радиатора. Причина проста — использование некачественной охлаждающей жидкости или даже воды. Еще немного подробнее. С физической точки зрения лучше использовать воду, так как вода имеет лучшую теплопроводность, чем спиртосодержащий антифриз. Но — в воде есть соли (это видно на стенках чайника) — тоже бывает внутри двигателя. В результате нарушается циркуляция воды, снижается эффективность охлаждения и двигатель перегревается. Если вы уже наливаете воду в расширительный бачок, налейте дистиллированную воду, она не содержит соли. И лучше использовать специальный антифриз. Поверьте, полностью снять трап с двигателя невозможно. И еще одна «прелесть воды»: если после воды, например, на зиму залить антифриз — приготовьтесь к каплям (он может течь везде: радиатор, патрубки) — это факт. Если ездить постоянно «на антифризе» «, ничего не произойдет, но после воды — антифриз потечет на 99%.
6. Износ двигателя. К этому можно отнести многие аспекты, но в большинстве случаев это износ поршневого узла. При длительной эксплуатации автомобиля поршневые кольца, используемые для уплотнения камеры сгорания, изнашиваются, что приводит к снижению компрессии, прерыванию сгорания топлива, потере мощности (запомните формулу) и перегреву автомобиля.
Как оказалось, слишком сложно. Проще говоря, вот и все: топливо лучше всего горит при определенном давлении, которое создается в камере сгорания. Давление около 12 атмосфер. Если взять трубку, заткнуть ее картошкой и подуть внутрь, то внутри будет создаваться давление, которое называется сжатием. Сила, с которой вы обдуваете, представляет собой силу расширения топлива во время сгорания, которое толкает поршень и приводит в движение коленчатый вал. Кольца служат для более плотного прилегания поршня к цилиндру (в нашем случае картошка и труба). Теперь, если положить свободный кусок картофеля и подуть, воздух будет проходить близко к поршню картофеля.
Это то, что происходит в двигателе при износе поршневого узла (износ поршневых колец и износ стенок цилиндра). В результате часть энергии расширения топлива при сгорании переходит от поршня (между поршнем и цилиндром), а также уменьшается сжатие (оптимальное давление в камере сгорания), что ухудшает качество сгорания. И снова: потеря мощности и перегрев. Выход один — обратиться к специалисту.
7. Вентилятор радиатора. В некоторых (старых) моделях автомобилей этот мотив отсутствовал, так как вентилятор приводился в движение непосредственно от коленчатого вала через ремень. Вентиляторы теперь электрические и включаются при срабатывании датчика температуры. Датчик может не работать, и вентилятор может не включаться. Это довольно частая причина. Достаточно выйти и посмотреть — возможно окисление контактов подключения мотора.
8. Воздушные карманы, образующиеся при заполнении жидкостью. Кстати, в этом случае датчик температуры может не показывать подъем температуры. Как избавиться от пробок — тема отдельной статьи. От себя добавлю: при заливке жидкости в систему охлаждения машина должна стоять в горизонтальном положении.
9. Термостат. Термостат делит систему охлаждения на два контура: малый и большой. Малый используется для обогрева автомобиля (количество жидкости мало, радиатор выключен), при достижении определенной температуры подключается большой кружок (подсоединяется радиатор) Если термостат заклинило, значит он используется просто маленький кружок — жидкости не хватает, радиатор выключен — машина перегревается. По нижним патрубкам, которые входят в радиатор, можно определить: если они холодные, а машина перегрета, поменяйте термостат.
10. Насос. Насос — это насос, который принудительно вытесняет воду для улучшения циркуляции. В общем, с насосом могут возникнуть две проблемы: он просто потечет — вы увидите, и вторая, более сложная для определения — это износ рабочего колеса насоса. При износе крыльчатки насос медленно перекачивает жидкость, в результате жидкость в двигателе нагревается быстрее, чем в радиаторе (ухудшается циркуляция воды). Это может быть вызвано неравномерным нагревом: радиатор холодный, а двигатель работает кипячение. Внимание: такие же симптомы и при неисправности термостата и наличии воздушной камеры.
Могут быть и другие причины, одна из которых относится к категории «вы не можете понять это нарочно». Например, не полностью ослабленный стояночный тормоз, приводящий к торможению автомобиля, повышенной нагрузке на двигатель и перегреву. Может трос ручника заклинить — был такой случай. Машина немного тормозит, но в жару этого хватает.
И еще несколько сожалений по поводу включенного кондиционера. В общем, это более надуманная причина. Конечно, кондиционер создает дополнительную нагрузку на двигатель, но при разработке это учли. Если двигатель действительно плохой — полный износ, то такое может случиться. Что поделать: выключить чудо современного автопрома.
Может на этом остановимся. Единственное, о чем мы поговорим в конце, — это перегрев в пробке. От этого никто не застрахован.
Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?
Перегрев обычно происходит в жаркую погоду или в пробках. Имеет смысл подождать до вечера, чтобы можно было легко добраться до места ремонта самостоятельно — станет прохладнее и трафик уменьшится. Есть несколько жизненных уловок, которые увеличат ваши шансы добраться туда, куда вы хотите, не перегревая двигатель.
Включите огонь на максимум. Ваша задача — отвести как можно больше тепла от системы охлаждения. Печка будет забирать из двигателя лишнее тепло, но при этом вы рискуете закипеть.
Сведите обороты к минимуму. Речь идет о минимально возможном для нормального движения. При этом нагрузка на двигатель будет меньше, а значит, во время работы будет выделяться меньше тепла. На автомобилях с механической коробкой передач переключение передач возможно раньше обычного. У автоматов, как правило, есть ручной режим — поверните на нем ручку селектора и вручную регулируйте диапазоны.
Советы и рекомендации
На практике большинство водителей, заметив повышение температуры, стремятся поскорее выключить двигатель. Будьте внимательны, если стрелка находится в красной зоне, это решение можно считать единственно правильным.
Однако, если происходит перегрев, но температура не достигла критического уровня, лучше сразу не выключать двигатель. Оптимально сразу снизить скорость, затем остановить машину и запустить агрегат еще пару минут на ХХ.
Также рекомендуем прочитать статью о последствиях перегрева двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о различных степенях перегрева двигателя по той или иной причине, а также о том, к каким неисправностям и дефектам приводит такой перегрев двигателя внутреннего сгорания.
Дело в том, что этот метод помогает избежать деформации и поломки сильно нагретых деталей после того, как они остыли. Также не открывайте крышку расширительного бачка при горячем двигателе, так как это может вызвать ожоги. Также запрещается доливать охлаждающую жидкость в бачок до тех пор, пока двигатель не остынет. Разница в температуре между нагретыми частями двигателя и переливаемой жидкостью также может вызвать деформацию.
Что касается профилактических мер от перегрева, регулярно проверяйте уровень жидкости в расширительном бачке, а также состояние антифриза или самого антифриза. Если вы заметили снижение уровня, нужно сразу найти место утечки. Изменение цвета и запаха также является поводом для замены охлаждающей жидкости.
Параллельно необходимо на каждом ТО проверять работу помпы, а также состояние приводного ремня. В некоторых случаях стоит обратить внимание на датчик температуры, который отвечает за работу охлаждающего вентилятора.
Еще одна рекомендация — вымыть радиатор и моторный отсек. В этом случае необходимо провести все работы правильно, чтобы не затопить электросистему, чтобы не повредить радиатор, вентилятор охлаждения и т.д. Для старых автомобилей также желательно провести внутреннюю чистку системы охлаждения, промыть радиатор от накипи и ржавчины.
Еще добавим, что если зимой двигатель и подкапотное пространство утепляли с помощью различных обогревателей, то все эти элементы необходимо удалить для улучшения охлаждения и снижения нагрузки на систему.
Основные причины по которым перегревается двигатель
Неисправность системы охлаждения часто приводит к перегреву двигателя. Некоторые из них может устранить сам водитель. В конце статьи вы найдете видео с инструкциями, что делать, если двигатель перегревается.
Итак, семь наиболее частых причин, по которым двигатель перегревается:
- Отсутствие антифриза. Выявляется эта проблема при ежедневном контроле уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Необходимо выявить причину понижения уровня (может потребоваться ремонт радиатора или течь в трубе) и после ее устранения долить антифриз до необходимого уровня.
- Термостат заблокирован. Эту неисправность можно определить по показаниям прибора в салоне. Если стрелка постоянно отклоняется, не останавливаясь на отметке 80-90 ° C, скорее всего, термостат не работает должным образом. Вторым тестом на вероятный выход из строя станет холодный шланг, соединяющий двигатель с радиатором. Вам нужно будет снять термостат для ремонта или замены.
- Водяной насос не работает. Отсутствие циркуляции антифриза приводит к нагреву жидкости в рубашке охлаждения, при этом как трубы, так и радиатор остаются холодными. Насос требует срочной замены.
- Вентилятор не включается. Эта проблема возникает при длительной езде в пробках. Причиной часто является неисправный датчик температуры, реле или мотор вентилятора. Опытный автоэлектрик быстро найдет причину проблемы и заменит неисправный прибор.
- Сломана прокладка головки блока цилиндров. Частая причина перегрева двигателя — нарушение целостности прокладки ГБЦ, в результате горячие газы проникают в систему охлаждения, значительно нагревая антифриз. Это очень серьезная поломка, когда двигатель нужно разобрать и отремонтировать. Подробности здесь: Как проверить, не проколота ли прокладка ГБЦ.
- Попадание масла в систему охлаждения. В некоторых автомобилях для охлаждения моторного масла, по которому циркулирует антифриз, используются радиаторы. Утечка в таком радиаторе, а также разрыв прокладки ГБЦ иногда приводят к появлению масла в охлаждающей жидкости. Смесь масла и антифриза превращается в плотную массу, которая забивает шланги радиатора, вызывая перегрев двигателя. В этом случае охлаждающую жидкость необходимо заменить, предварительно устранив причину появления масла.
- Паровой клапан не держит давление. В результате температура антифриза превышает предельно допустимую и двигатель перегревается. Клапан необходимо промыть или заменить.
Каждый автомобилист должен помнить, что поддержание оптимальной температуры двигателя станет залогом долгой и безотказной работы трансмиссии. Достаточно несколько минут вашего времени, чтобы проанализировать ситуацию и принять правильное решение по поводу ремонта.
Меры профилактики
Чтобы свести к минимуму возможные риски поломки и тем самым предотвратить сильный нагрев двигателя, достаточно соблюдать простые профилактические меры. Рекомендуемые:
- своевременно ухаживать за двигателем и проводить чистку;
- используйте только качественное топливо или масло с высоким октановым числом;
- своевременно заменять вышедшие из строя или находящиеся на грани выхода из строя части системы охлаждения;
- проверить работоспособность водяного насоса и термостата, что часто приводит к перегреву двигателя;
- правильно установить и отрегулировать зажигание;
- периодически проверять исправность свечей;
- диагностировать степень натяжения ремня помпы;
- своевременно доливать охлаждающую жидкость, так как движение с полупустым двигателем опасно;
- не используйте химические добавки для системы охлаждения, так как они также приводят к нарастанию стенок двигателя, как следствие — быстрому перемещению стрелки температуры к красной отметке.
Стрелка в области красной линии означает, что в любой момент может произойти отказ двигателя или его заклинивание. Своевременный уход за автомобилем — это обеспечение бесперебойной работы двигателя и, прежде всего, безопасное и комфортное вождение по дорогам.
Самые распространённые причины перегрева двигателя и способы их устранения.
Забит радиатор.
Радиатор является основным элементом системы охлаждения и предназначен для отвода тепла. Он может засориться как снаружи, в данном случае для его чистки у нас на сайте есть отдельная статья, так и изнутри.
Пример забитого грязью снаружи радиатора:
Такой радиатор можно выключить во время обслуживания или помыть в раковине.
Пример забитого радиатора внутри:
Как правило, изнутри радиаторы забиваются при движении по воде или при некорректной работе системы охлаждения.
Чистка радиатора производится после снятия радиатора, промывки его обратным потоком или с помощью специальных химикатов, у нас тоже есть отдельная статья об этом.
Если радиатор промыт изнутри, поменять его невозможно.
Средство — спустить воздух из радиатора снаружи и промыть изнутри.
Неисправен электровентилятор охлаждения.
В большинстве случаев тепло от радиатора охлаждения отводится поступающим потоком воздуха. На низких скоростях или когда автомобиль припаркован с работающим двигателем, воздушный поток недостаточен. В этом случае включается электровентилятор системы охлаждения. Он имеет мощность около 80-150 Вт и позволяет большому количеству воздуха проходить через радиатор.
Наиболее частыми причинами выхода из строя являются перегоревший предохранитель, отказ реле, износ подшипников и заклинивание двигателя.
Способ устранения неисправности — проверка электрической схемы, при выходе из строя мотора вентилятора заменить его на новый или неисправный.
Заклинил термостат.
Термостат — это главный компонент, который устанавливает рабочую температуру двигателя.
Работа термостата основана на изменении объема парафина во время плавления. В зависимости от объема парафина и характеристик пружины устанавливается его рабочая температура.
Из-за естественного износа термостат может застрять в закрытом положении или неполном открытии.
В результате будет недостаточная циркуляция в большом круге системы охлаждения и двигатель будет перегреваться.
Выход — замена термостата на новый. Перед заменой термостата рекомендуется его припаять так:
Неисправна помпа (водяной насос).
Насос — это компонент системы охлаждения, по которому циркулирует охлаждающая жидкость. Из-за износа рабочего колеса из-за кавитации насос теряет свою эффективность. Вот как выглядит изношенное рабочее колесо:
Кроме того, насос может заклинивать — в этом случае вы услышите неприятный скрип ремня, износ подшипников — в этом случае вы увидите идущую охлаждающую жидкость и болтающийся шкив помпы.
В любом случае насос теряет КПД и перестает прокачивать теплоноситель по системе.
Лекарство — замена помпы на новую.
Воздушные пробки в системе охлаждения.
В современных автомобилях система охлаждения работает при температуре выше 100 градусов. Это приводит к лучшей топливной экономичности. К сожалению, у работы двигателя при высоких температурах есть одна особенность — увеличение кавитационной нагрузки. Кавитация — это образование пузырьков газа в жидкости. Сама по себе кавитация не опасна, но изнашивает насос и препятствует циркуляции жидкости.
Чтобы уменьшить образование пузырьков газа в системе охлаждения, применяется более высокое давление. Основным элементом, определяющим максимальное рабочее давление, является крышка расширительного бачка.
Как правило, его клапан закисает в открытом положении, в результате температура кипения снижается и антифриз периодически брызгает из расширительного бачка.
Лекарство — замена крышки расширительного бачка на новую.
К тому же воздушные пробки часто образуются из-за неисправности прокладки ГБЦ, но у нас на это есть отдельная статья, повторяться не будем.
Ремонт / Диагностика / Устранение перегрева.
Теперь, когда мы знаем немного больше о том, как работает система охлаждения, пришло время узнать, как правильно диагностировать эти возможные причины. Вот на что следует обратить внимание при попытке исправить перегретый двигатель.
Проверьте свой термостат
При перегреве машины можно проверить, открылся ли термостат. Чтобы проверить, открывается ли он, вы можете услышать большую нижнюю или верхнюю трубку охлаждающей жидкости, в зависимости от того, где установлен термостат. Если шланг холодный, когда двигатель перегревается, и вы уже пытались удалить воздух из системы охлаждения, у вас может быть проблема с термостатом. В этом случае замените термостат. Вы также можете вынуть термостат и положить его в кастрюлю с горячей водой, чтобы проверить, правильно ли он открывается и закрывается. Но новый термостат дешевле и часто требует больших усилий для снятия. ПРИМЕЧАНИЕ. В некоторых автомобилях используется электрический термостат, и вы всегда должны сначала проверять память DTC с помощью сканера OBD2 на наличие любых связанных кодов DTC. Есть еще один более безопасный способ проверить это. Он включает в себя использование лазерного температурного инструмента. Просто выстрелите лазером в трубку с безопасного расстояния, и он покажет вам температуру.
Проверьте ваш вентилятор радиатора
Если ваш термостат работал правильно и вы не можете обнаружить странные изменения температуры в трубах, пора проверить вентилятор радиатора и убедиться, что он работает правильно. Наиболее частым признаком неисправности вентилятора радиатора является перегрев автомобиля на холостом ходу или на более медленных оборотах, поскольку в автомобиле нет необходимости использовать вентилятор радиатора на более высоких скоростях. Вы должны проверить, работает ли вентилятор радиатора на полную мощность, когда термостат полностью открыт, а двигатель автомобиля горячий или перегретый. Если вентилятор радиатора не работает, вам необходимо убедиться, что датчик температуры вентилятора работает, а также вы можете проверить, нет ли перегоревших предохранителей. Когда вы проверили или заменили термостат, а машина все еще перегревается, пора переходить к следующему шагу.
Проверьте свой водяной насос
Теперь пора проверить, не течет ли водяной насос. Диагностировать водяной насос, не снимая его, бывает очень сложно. Если вам удастся добраться до вала водяного насоса, следует пощупать его на ощупь. Есть какие-нибудь странные звуки? Обратная косая черта в порядке? Например, в некоторых двигателях Volkswagen в водяном насосе используется пластиковый насосный агрегат, и водяной насос работает нормально. Но при прогреве двигателя пластик расширяется и перестает качать воду. Это может быть очень сложно диагностировать, потому что вы не чувствуете ничего необычного в водяном насосе.
Как я уже сказал, это может быть очень сложно диагностировать. Единственный способ — проверить поток в трубах или снять насос для проверки. Вы также можете попробовать проверить с помощью маленькой камеры, сможете ли вы дотянуться до помпы. Если вы проверили водяной насос, а автомобиль все еще перегревается, переходите к следующему шагу.
Проверьте прокладку головки
Если ваша машина работала нормально в течение короткого времени после удаления воздуха из системы охлаждения, но через некоторое время возникла та же проблема, возможно, прокладка выдувной головки выталкивает сжатый воздух / воздух в систему охлаждения. Самый простой способ проверить это — убедиться, что внутри системы охлаждения очень высокое давление и не выходит ли оно постоянно из-под крышки. Вы также можете пойти в автомагазин и посмотреть, можно ли одолжить их тестер выхлопных газов. Поместите тестер выхлопных газов рядом с крышкой охлаждающей жидкости, чтобы проверить, нет ли там высоких значений CO. Вы также можете почувствовать запах выхлопных газов внутри расширительного бачка или радиатора. Другой способ проверить это — проверить, смешались ли масло и охлаждающая жидкость, это хороший признак вздутия прокладки ГБЦ. Чтобы узнать больше о прокладках выдувной головки, ознакомьтесь с другой нашей статьей о симптомах прокладок выдувной головки. Если в системе охлаждения очень быстро получены высокие показания и высокое давление: замените прокладку головки и проверьте на наличие трещин в головке.
Проверьте, действительно ли двигатель перегревается
Теперь вы проверили почти каждую часть системы охлаждения. Но вопрос в том, действительно ли машина перегревается или приборная панель показывает неверную информацию? Конечно, если вода станет слишком горячей и вырвется из системы охлаждения, этого не произойдет. Но если единственное, что вы заметите, это то, что температура на приборной панели повышается, возможно, проблема с датчиком охлаждающей жидкости на приборной панели. В некоторых автомобилях используется датчик температуры для блока управления двигателем и другой датчик для комбинации приборов. Вы должны понимать, откуда ваша панель управления получает информацию. Если в вашем автомобиле используется один и тот же датчик как для приборной панели, так и для ECM, вы можете проверить данные датчика в режиме реального времени с помощью диагностического прибора.