- Характеристики мотора 2101
- Если из выхлопной идет дым
- Если двигатель троит-причины
- Какой мотор можно установить на «копейку» вместо штатного
- Тюнинг
- Плюсы и минусы
- Как отрегулировать момент у классики и «девятки»
- Что делать с другими машинами
- Цена настроек
- Техобслуживание
- Как выставить угол опережения зажигания
- Неисправности: причины, устранение
- Сколько масла заливать в двигатель ВАЗ 2101
- Первое поколение 2101, 1970-1988
- Бензиновые двигатели 1970-1988
- Положительные стороны двигателя
- Неисправности двигателя ВАЗ 2101 и их признаки
- Список авто, комплектовавшихся мотором 2101
- Инструкция по замене
- Сколько лить?
- Модернизация двигателя
- Проверка и регулировка
- Очистка головки цилиндров
- Проверка и шлифование седел клапанов
- Схема ГРМ
- Техническое обслуживание
- Преимущества
- Пружины
- Проблемы
- Недостатки
- Тюнинг двигателя ВАЗ 2101 своими руками
- Замена двигателя
- История создания двигателя Жигули 2101 8 клапанов
- Ходовая часть
- Какой двигатель можно поставить на ВАЗ 21011 вместо заводского
- Двигатели от ВАЗов
- Силовые агрегаты от иномарок
Характеристики мотора 2101
На то время схема двигателя была усовершенствована, теперь она позволяет успешно проводить капитальный ремонт и тюнинг самостоятельно в гараже. Завод-производитель создал несколько поколений двигателей внутреннего сгорания, но проблем с расходными материалами и запчастями никогда не возникало.
Технические характеристики двигателя 2101 следующие:
Режиссер | Ns |
Бренд ICE | ВАЗ-2101 |
Годы производства | 1970 — 1983 гг |
Объем | 1198 см3 (1,2 литра) |
Власть | 47,2 кВт (64 л.с.) |
Пара | 87,3 Нм (3400 об / мин) |
Масса | 114 кг |
Коэффициент сжатия | 8,5 |
Питание | карбюратор ДААЗ-2101 (вертикальный двухрядный, последовательное открытие дроссельной заслонки) |
Тип двигателя | онлайн |
Количество цилиндров | 4 |
Положение первого цилиндра | рядом с дистрибьюторской цепочкой |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Материал головки цилиндра | алюминиевый сплав |
Допустимая деформация | прокладки коллектора (вход / выход) 0,08 мм прокладка головки 0,05 мм |
Седло клапана | ширина 2 — 2,4 мм, угол 45° |
Распредвал | верхний внутри головки, ширина фазы 232 °, опережение выпускного клапана 42 °, задержка впускного клапана 40° |
Сальник распредвала | диаметры — 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | класс А — 76 — 76,01 мм класс B — 76,01 — 76,02 мм класс C — 76,02 — 76,03 мм класс D — 76,03 — 76,04 мм класс E — 76,04 — 76,05 мм |
Поршни и кольца | поршень из луженого алюминиевого сплава кольца из чугуна, хромированные, внешнее сжатие (верхнее) и полосчатое (нижнее) |
Диаметр поршня | класс А — 75,94 — 75,95 мм класс C — 75,96 — 75,97 мм класс E — 75,98 — 75,99 мм |
Ликвидации | поршень / стенка цилиндра — 0,153 — 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум) резинки — 110 мм по отношению к плоскости разреза |
Верхнее компрессионное кольцо | 1535 — 1555 мм |
Нижнее компрессионное кольцо | 3957 — 3977 мм |
Скребковое кольцо | 2015 — 2035 мм |
Зазор между канавкой поршня и кольцом | 0,03 — 0,07 мм |
Вал двигателя | чугун, литье |
Количество коренных подшипников | 5 |
Диаметр шейки шестерни | 50.795 — 50.775 мм |
Основное пересмотренное разрешение | 0,1 — 0,5 мм |
Подшипники шатуна | диаметр пальца вала — 47,814 мм толщина покрытия — 1448 мм ширина футеровки — 28,025 — 28,975 мм |
Сальник коленчатого вала | передняя — диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм сзади — диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм |
Ход поршня | 66 мм |
Топливо | АИ-92 (допускается А-76) |
Экологические стандарты | Евро-2 |
Расход топлива | трасса — 7,8 л / 100 км смешанный цикл 9,2 л / 100 км город — 12 л / 100 км |
Расход масла | не более 0,7 л / 1000 км |
Масло для 2101 | 5W-30 и 15W-40 |
Объем моторного масла | 3,75 л |
Частота замены | каждые 5000 км |
Рабочая температура | 80° |
Моторный ресурс | заявленные 200000 км 500000 км реально реально |
Регулировка клапана | гайки и щуп |
Система охлаждения | принудительный, антифриз-А40 |
Количество хладагента | 9,75 литров |
Помпа | рабочее колесо из полимера, блочное крепление |
Включить | катушка B117A |
Свечи на 2101 | оригинал — А17-ДВ, можно поставить любой подходящий размер с двумя электродами |
Зазор между электродами свечи зажигания | 0,5 — 0,6 мм |
Цепь клапана | каток двухрядный, 114 звеньев |
Порядок цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | сушка со сменным картонным картриджем и фильтром предварительной очистки, регулировка температуры в зависимости от сезона |
Масляный фильтр | рекомендовано Mann W914 / 2 |
Они летят | 129 зубов, 0,62 кг внутренний диаметр отверстия — 25,67 мм наружный диаметр — 27,75 мм количество монтажных отверстий — 6 шт нет смещения Читайте также: pawnewe ›Блог› С 2019 ЭРА-ГЛОНАСС на каждую новую машину. Что это за система? |
Болты маховика | 10х1,25 мм, длина 23,5 мм |
Уплотнения штока клапана | производители Cavallo или Corteco |
Сжатие | давление в цилиндрах от 10 до 14 бар, перепад давления в отдельных цилиндрах в пределах 1 бар |
Температура масла | 80 ° С |
Температура срабатывания термостата | 80 — 84 ° С |
Клапан давления внутри крышки радиатора | 0,7 — 1 бар |
Содержится в выделении вредных продуктов | <200%, <0,5% |
Оборот XX | 850 -1000 мин-1 |
Усилие зажима резьбовых соединений | свеча зажигания — 37,24 Нм маховик — 83,3 Нм болт сцепления — 29,4 Нм крышка подшипника — 80,36 Нм (коренной) и 50,96 Нм (шатунный) гБЦ — двухступенчатая 39,2 Нм, 112,7 Нм |
Двигатель 2101 создавался на низкооктановом топливе, поэтому обычно работал на бензине А-76, несмотря на то, что производитель рекомендовал использовать бензин АИ-92 — АИ-93. Изначально диаметр цилиндра составлял 76 мм, в последующих модификациях он был увеличен и снова многократно возвращался к этому размеру.
Дизайн ДВС
Если из выхлопной идет дым
Если двигатель начинает дымить, скорее всего, повреждены сальники на клапанах. Или направляющие втулки полностью изношены. Среди мелких дефектов можно выделить, например, неправильную калибровку карбюратора, создающую слишком богатую смесь. И самая печальная неисправность — это разрушение колец на поршнях. На автомобиле ВАЗ 2101 двигатель изначально оснащался классической контактной системой зажигания. Она очень привередливая, требует постоянного ухода, чистки контактов, подгонки зазоров. Поэтому многие автомобилисты предпочитают устанавливать бесконтактную систему зажигания. Но какой двигатель можно поставить на ВАЗ 2101? Ответ на это один: любой! Все зависит от того, насколько у вас «золотые» руки.
Если двигатель троит-причины
Причины «хет-трика» двигателя автомобиля ВАЗ
- Неправильная установка угла опережения зажигания
- Неисправная свеча зажигания
- Обрыв высоковольтного провода. Неисправность конденсатора
- Утечка в районе впускного коллектора (впускной коллектор, карбюратор)
- Прожигающий клапан, поршневой
- Сломанные поршневые кольца
- Неправильная регулировка клапана
- Устранение износа коромысел (клапанных рычагов)
- Сломана прокладка головки блока цилиндров
- Износ, упрочнение, разрушение сальников стержня клапана
- Очень плохое качество топлива
- Неправильная регулировка карбюратора
- Распределительный вал изношен, подшипник поворотной платформы
- Нарушение герметичности мембраны предварительного воспламенения вакуума
- Использование неподходящих для двигателя свечей зажигания и другие «неисправности»
- Неправильное время зажигания. С этим вариантом лично мне знаком не тройной, а вроде бы хлопающий двигатель (зазоры), который сопровождается «дребезгом» всего двигателя. Особенно это заметно на холостом ходу, по мере увеличения оборотов пропадают зазоры. Скорее всего, зажигание выставлено слишком рано, об этом могло свидетельствовать резкое проворачивание двигателя стартером при запуске.
- Неисправная свеча зажигания — одна из самых частых причин троицков двигателя. Сказать особо нечего, важно помнить и регулярно заменять свечи зажигания, наличие искры на перевернутой свече зажигания при атмосферном давлении не говорит о ее полной работоспособности, потому что зажигание происходит в гораздо более сложных условиях (магазин «За рулем», еще советское время).
- Обрыв высоковольтного провода и конденсатора в контактной системе зажигания. Обрыв провода можно определить заменой всех проводов, а также конденсатора. Также можно попробовать определить обрыв проводов, посмотрев на них в полной темноте, если где-то будет обрыв, вы увидите молнию.
- Потеря герметичности в области коллектора, как правило, не происходит сама по себе. Чаще всего это происходит из-за неправильной установки или плохого уплотнения.
- Как правило, при перегорании поршня или клапана цилиндр перестает работать или долго не работает. Его можно определить только измерив компрессию и открыв двигатель.
- Разрушение или заедание поршневых колец — тоже не очень частое явление, так как для этого необходим ряд условий. Проверить можно, замерив компрессию, если она окажется низкой, тогда неисправности ГБЦ устранить несложным способом: влить немного масла в цилиндр, если компрессия увеличивается, возникает неисправность в поршневой системе.
- При неправильной настройке клапана все еще ясно: любой клапан может не открываться или закрываться полностью. Правильная регулировка клапана может решить эту проблему. Износ коромысел может вызвать аналогичную проблему. Клапан перестает нормально открываться, и цилиндр перестает работать.
- Путешественница. Очень часто на новых машинах изнашивается как сам вал, так и втулки, в которых он вращается, так что становится невозможным установить достаточное расстояние между контактами. То же самое происходит, если изношен подшипник поворотной части. Кроме того, зазоры могут возникать из-за сброса давления в вакуумном устройстве опережения опережения зажигания, где диафрагма может выйти из строя.
Какой мотор можно установить на «копейку» вместо штатного
Одним из основных видов тюнинга автомобилей является усовершенствование двигателя автомобиля. Двигатели ВАЗ 2101 в этом смысле — не вспаханное поле. Одни умельцы для увеличения мощности и тяговых характеристик устанавливают на них турбины, другие видоизменяют коленвал и растачивают цилиндры, третьи просто меняют двигатель на более мощный. Но здесь важно не переборщить, ведь кузов рассчитан на определенные нагрузки, преодоление которых может серьезно повредить всю машину.
Среди популярных вариантов замены стоит рассматривать только близкие по конструкции и характеристикам силовые агрегаты. На «копейку» без проблем можно установить бензиновый двигатель объемом 1,6 или 2,0 литра от того же Fiat Argenta или Polonaise.
Двигатель Fiat-Argenta можно без особых доработок установить на любой классический ВАЗ
Можно попробовать тот же двигатель, что и Рено-Логан или Митсубиси-Галант, если поставить их вместе с коробкой передач. Но лучший вариант — это силовой агрегат от последующих модификаций ВАЗа. Это могут быть ВАЗ 2106, 2107, 2112 и даже 2170. Двигатели этих автомобилей подходят как по габаритам, так и по креплению к коробке передач.
Характеристики проекта
Изначально на этапе проектирования для двигателя было характерно расположение верхнего распредвала:
- ход поршня на 5,5 мм меньше, чем у эталонного Fiat 124;
- диаметр цилиндра увеличился на 3 мм.
Это обновление обеспечило отклик дроссельной заслонки и быстрое ускорение. Кроме того, двигатель 2101 имел следующие конструктивные нюансы:
- распределительная цепочка передачи;
- недоделанные карбюраторные модели;
- осмотр через 20 000 км.
Цепь клапана
Сразу после выпуска первого ДВС этой серии производитель АвтоВАЗ опубликовал инструкцию, в которой указал, какое масло заливать в двигатель, и дал описание параметров ДВС для увеличения ресурса двигателей. Поэтому у владельцев следующих трех поколений двигателей не возникало сомнений, какое масло заливать и в каком количестве.
Тюнинг
- Вариант тюнинга с увеличением объема предполагает расширение цилиндра и замену поршней запчастями от старых двигателей ВАЗ. Этот вид работы сложен и может быть дорогостоящим. Необходимо расточить цилиндры, заменить поршни и коленвал. Часто проще заменить двигатель, установив пяти- или шестицилиндровый двигатель ВАЗ.
- Установка турбины может рассматриваться исключительно в теории, так как такой вариант оптимизации приводит к быстрой поломке ВАЗ 2101, двигатель которой настраивался с помощью турбины и компрессора. Двигатель с установленной турбиной имеет ресурс около 20 тысяч километров, при этом показатель мощности в редких случаях превышает 100 лошадиных сил. Подобный вариант используется только для автомобилей, участвующих в дрэг-рейсинге, в которых автовладельцы не заботятся о ресурсе транспортного средства и делают упор только на технических характеристиках форсированного двигателя.
Плюсы и минусы
В первые годы эксплуатации двигатель 2101 выявил следующие недостатки:
- шумная работа цепного привода;
- повышенный расход бензина в двигателе из-за дефектов карбюраторов;
- частые регулировки зажигания;
- сложная регулировка зазора клапанов.
Карбюратор солекс
Однако улучшенная головка распределительного вала, улучшенный впускной коллектор и более простой выпускной коллектор восполнили эти недостатки. Чуть позже были разработаны карбюраторы ДААЗ Озон, замена которых позволила улучшить характеристики режимов ДВС.
Озоновый карбюратор
Как отрегулировать момент у классики и «девятки»
Теперь рассмотрим, как осуществляется регулировка в классике карбюратора, например в ВАЗ 2107. Нам пригодятся:
- английские ключи;
- лампочка с проводкой.
Начинать.
- Первым делом нужно выключить двигатель.
- Свечи откручиваем и аккуратно закрываем отверстия пустых баллонов тампонами из тряпок.
- Устанавливаем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Для этого поверните коленчатый вал ключом «38» по часовой стрелке до тех пор, пока метка на шкиве коленчатого вала не совместится с меткой на моторном блоке. В этом случае заглушка должна выпасть из отверстия первого цилиндра. Однако у блока обычно есть три метки. Первое означает преимущество в 10 градусов, второе — 5, третье — 0. Нам нужно второе.
- Вкручиваем свечи.
- Ослабляем гайку, фиксирующую трамблер.
- Подключаем одну проводку лампочки к низковольтному выводу катушки, а вторую — к земле».
- Садимся за руль, поворачиваем ключ, включаем электричество.
- Вернемся к дистрибьютору. Мы очень медленно вращаем его по часовой стрелке, пока индикатор не загорится, а затем погаснет. Возвращая автомат обратно, против часовой стрелки ждем, пока снова не включится лампа, пока контакты разойдутся. Сейчас подходящее время.
- Затягиваем опору дистрибьютора. Регулировка зажигания заднего привода ВАЗ закончена.
Однако у переднеприводного ВАЗа, оснащенного карбюратором, точно такая же система искрового зажигания. Таким образом, регулировка зажигания на ВАЗ 2109 проводится по аналогичной инструкции.
А теперь ниже разберем процессы установки других систем.
Что делать с другими машинами
Рассмотрим, как выполняется регулировка зажигания на снегоходе Буран. Для этого вам понадобятся:
- стробоскоп;
- ключи, отвертки;
- лист бумаги, карандаш, транспортир, циркуль.
Действия следующие.
- Нарисуйте на листе бумаги круг диаметром, равным размеру неподвижного элемента вариатора.
- Используя транспортир, отметьте градусы по кругу от 0 до 30. Также давайте поместим 0 вверху, где часы показывают полдень.
- Открутив свечи зажигания, вставляем отвертку в левый цилиндр.
- Поворачивая вариатор от руки, ловим момент, когда отвертка показывает, что поршень достиг верхней мертвой точки.
- Ставим отметку на вариаторе напротив нуля сделанной шкалы.
- Подключаем стробоскоп к высоковольтному проводу левого цилиндра, ввинчиваем свечи.
- Запускаем двигатель, наводим стробоскоп на шкалу. Лампочка прибора должна загореться при появлении искры, при этом она должна показывать, какая отметка шкалы соответствует отметке вариатора. Итак, давайте выясним доступный угол опережения.
- Для его установки выключаем двигатель и ослабляем опору магдино. Затем поворачиваем магдино, выдерживая необходимый угол.
Настройка завершена. Но здесь нужно покупать стробоскоп для регулировки угла стрельбы.
Теперь рассмотрим процесс регулировки на мотоцикле Урал. Бесконтактная система установлена на современной автомашине «Урал». Однако иногда требуется настройка. Посмотрим, как это происходит.
Далее нужно приготовить:
- гаечные ключи, отвертка;
- лампочка с проводкой.
Начинать.
- По метке коленвала устанавливаем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку.
- Ослабив крепление, микропроцессорный блок поворачивают против часовой стрелки до упора.
- Метка маховика должна совпадать с меткой двигателя.
- Должна загореться лампочка, один контакт которой соединен с «массой», а второй — с микропроцессорным блоком.
- Дальше поворачиваем блок, чтобы погас свет. Сейчас подходящее время. Подтягиваем опору.
Далее изучим, как регулируется зажигание на все еще популярных грузовиках ЗИЛ-130. Для работы вам понадобятся:
Давай начнем.
- Сначала откручиваем свечу зажигания от первого цилиндра, вместо нее вставляем бумажный колпачок. Коленвал проворачиваем ручкой, при отлетевшей вилке совмещаем знак шкива коленвала со знаком блока ГРМ. Поршень первого цилиндра должен находиться в верхней мертвой точке.
- Привод распределителя установлен в блоке цилиндров. Отверстия в нижней пластине трансмиссии совпадают с отверстиями в блоке цилиндров. Закручиваем болты.
- Поворачиваем коленвал до тех пор, пока метка шкива не окажется перед меткой на колодке между 3 и 6 гребнями.
- С помощью регулировочных винтов установите верхнюю пластину корректора в положение «0» нижней пластины.
- Поворачиваем выключатель с корпуса до тех пор, пока кулачок вала подвижного контакта не вытолкнется. Закручиваем держатель переключателя.
- Ремонтируем высоковольтные кабели, заводим двигатель, проверяем работу системы.
По такому же принципу регулируется зажигание на двигателе ЯМЗ 238 грузовых автомобилей. Хотя для получения подробных инструкций лучше обратиться к техническому паспорту.
То же самое и с регулировкой зажигания на модификациях Камаз. Наличие ТНВД в Камазе обуславливает необходимость установки точного угла момента впрыска дизельного топлива в рабочий цилиндр.
Погрешность в один градус может привести к ремонту двигателя.
Как правило, во всех случаях правильная установка угла опережения зажигания помогает двигателю работать:
- во-первых, это облегчает запуск;
- во-вторых, оптимизируется расход топлива.
Цена настроек
Но автолюбитель не всегда уверен в своих силах. Иногда проще попасть в автосервис, чтобы установить правильный угол опережения зажигания.
Сколько будет взиматься эта операция в крупных городах России, мы указали в строках этой таблицы.
Небольшой городок | Цена |
Летать | 400 руб |
Санкт-Петербург | 300 руб |
Екатеринбург | 200 руб |
Краснодар | 250 руб |
Техобслуживание
Учитывая двигатель внутреннего сгорания, производитель рекомендует следующие программы обслуживания:
Элемент обслуживания | Время или пробег (в зависимости от того, что наступит раньше) |
Цепь клапана | замена через 100000 км |
Аккумулятор | 1 год / 20,000 |
Клапанный зазор | 2 года / 20,000 |
Вентиляция картера | 2 года / 20,000 |
Ремни направляющие аксессуары | 2 года / 20,000 |
Топливопровод и крышка бака | 2 года / 40,000 |
Моторное масло | 1 год / 10,000 |
Масляный фильтр | 1 год / 10,000 |
Воздушный фильтр | 1-2 года / 40 000 |
Топливный фильтр | 4 года / 40 000 |
Фитинги и трубы для отопления / охлаждения | 2 года / 40,000 |
Охлаждающая жидкость | 2 года / 40,000 |
Датчик кислорода | 100 000 |
Свеча | 1-2 года / 20,000 |
Выхлопной коллектор | 1 год |
При своевременной очистке система смазки, охлаждения и подачи топлива проработает дольше без капитального ремонта.
Как выставить угол опережения зажигания
Система зажигания во многом отвечает за стабильную работу двигателя. Неправильно установленный угол опережения приводит к перебоям в работе двигателя, затрудненному запуску, потере скорости, хлопкам и ударам.
Другой возможной причиной, по которой может потребоваться адаптация работы системы, является разборка распределителя.
Неисправности: причины, устранение
В отличие от двигателей с ременным приводом, ремень 2101 ГРМ гнет клапан гораздо реже. Основными неисправностями ДВС являются:
Расставаться | Это вызывает | Устранение |
Дымчато-серый | поломка сальников клапанов, втулок и прокладок ГБЦ, износ колец | замена расходников и прокладок |
Перегрев двигателя внутреннего сгорания | выход из строя вентилятора или термостата | замена навесного оборудования |
Расход масла увеличивается | негерметичность клапанной крышки, выработка поршня / цилиндра | замена прокладок, установка последующих поршней и колец увеличенного размера |
Стучать | подшипники кривошипа, втулки шатунов, увеличенный клапанный зазор | замена расходных материалов в области квалифицированной диагностики |
Ограничение скорости «копейки» с двигателями 2101 составляло 145 км / ч, а «до сотни» машина разгонялась за 18-20 секунд по прямой.
Автомобиль ВАЗ 2101 Копейка
Сколько масла заливать в двигатель ВАЗ 2101
Первое поколение 2101, 1970-1988
Кузов и технические компоненты ВАЗ-2101 позаимствовал у Fiat, но с адаптацией к российским условиям. При этом машина оснащалась двигателем с нижним распредвалом (Fiat — с верхним). Бензиновый двигатель 1.2 выдавал 64 литра, что было приемлемо по тем меркам наряду с. Советский автомобиль получил улучшенное сцепление с дорогой и улучшенную 4-ступенчатую «механику». Кроме того, была модернизирована конструкция зависимой задней подвески и установлены барабанные тормоза (вместо дисковых). В 1974 году машину стали предлагать с 69-сильным 1,3-литровым двигателем. ВАЗ-2101 продавался не только в СССР, но и в других странах, например, в Великобритании, специально для которой производились праворульные модификации 2101. Автомобиль оснащался объемом 1,3, 1,5, 1,6 и 1,7 л бензиновые двигатели. В 2000-х выпускалась версия с дизельным двигателем 1.5 мощностью 50 лошадиных сил.
Бензиновые двигатели 1970-1988
- 1.2 59 литров вместе с. (2101), объем масла — 3,75 литра, допуск и вязкость: API-SG; SAE 5W-40, 0W-40, 0W-30, 10W-30, 10W-40, 5W-30
- 1.3 64 литра вместе с. (21011), объем масла — 3,75 литра, допуск и вязкость: API-SG; SAE 5W-40, 0W-40, 0W-30, 10W-30, 10W-40, 5W-30
Положительные стороны двигателя
«Копейка» оснащена 4-х цилиндровым рядным двигателем, распредвал расположен вверху. Механизм газораспределения приводится в движение цепью. Если не сильно рвать двигатель, то его ресурс составляет около 200 тыс. Км. Стоит отметить, что несколько десятилетий назад проводились испытания двигателей, устанавливаемых на автомобили, которые путешествовали по Советскому Союзу. В испытаниях участвовали автомобили, которые проезжали пустыни, степи, в условиях вечной мерзлоты. Кроме того, двигатели прошли более 200 000 километров. И они ни разу не подвергались капитальному ремонту. Как показали проведенные испытания, они еще долго могли служить без ремонта. Их ресурс оказался довольно высоким. При этом в двигатель ВАЗ 2101 заливалось только рекомендованное производителем масло.
Неисправности двигателя ВАЗ 2101 и их признаки
Каким бы надежным ни был «копеечный» силовой агрегат, он также временами может капризничать. Основными признаками его неисправности являются:
- невозможность запуска;
- минимум нестабильности, спотыкания;
- снижение тягово-силовых характеристик;
- перегрев;
- посторонние шумы (стук, дребезжание);
- появление белого (серого.
Конечно, ни один из перечисленных симптомов не может однозначно указывать на определенную неисправность, поэтому рассмотрим их более подробно в контексте возможных сбоев.
Список авто, комплектовавшихся мотором 2101
Двигатель 2101 применялся в качестве двигателя на следующих моделях ВАЗ:
- 2101 — седан;
- 2102 — универсал;
- 21035 — седан;
- 21041 — универсал;
- 21051 — седан.
В первый день старта автовоза из него вышло 6 вагонов «копеек», к концу года выпущено 21,5 тысячи машин. Пиковым годом стал 1973 год, когда годовой объем ВАЗ 2101 превысил 375 тысяч экземпляров.
Инструкция по замене
Возможно, потребуется замена смазки в трансмиссии ВАЗ 2106 при покупке подержанного автомобиля. После покупки подержанного автомобиля следует проверить состояние смазки и ее уровень. Если вы не знаете, какое масло использовалось, лучше его заменить. Смазку нужно менять даже если она кофейного или черного цвета, есть серебристая пудра.
Сколько лить?
Смазку ВАЗ 2106 нужно проверять каждые 10 тысяч километров. В этом случае его уровень должен доходить до нижнего края сливного отверстия. Проверку необходимо проводить на автомобиле, который некоторое время не использовался, чтобы жидкость могла стекать со стен. Для проверки открутите крышку заливной горловины и посмотрите, какой уровень масла. Если уровень недостаточен, необходимо долить жидкость.
Трансмиссионное масло
Масло в КПП ВАЗ 2106 можно заливать 80W-90, 85W-90 любого производителя. Качество трансмиссионной жидкости определяет, как автомобиль заведется при минусовых температурах. Если есть финансовая возможность, то лучше заливать синтетику или полусинтетику. Сколько масла заливать, зависит от коробки передач. В пятиступенчатую коробку передач наливается около 1,6 литра, в четырехступенчатую — 1,35 литра. Шприцем заливается жир до перелива.
Модернизация двигателя
К счастью, движок можно улучшить, обновив его. Разумеется, вам придется избавиться от всех описанных выше недостатков. Вам также нужно будет приобрести необходимые инструменты и материалы, что связано с некоторыми финансовыми потерями. Было бы намного проще установить девятый или двенадцатый двигатель, они быстрее и мощнее. И что самое главное, они отлично адаптируются к опорам. Конечно, есть возможность расточки цилиндров до диаметра 82 миллиметра для последующей установки поршней автомобиля Нива. Но будьте осторожны, чтобы нижняя часть поршней была плоской. Эти элементы лучше брать от автомобиля ВАЗ 2112. При общем ходе 66 миллиметров объем двигателя увеличится до 1,4 литра. В результате силовые характеристики двигателя ВАЗ 2101 значительно улучшатся.
Проверка и регулировка
Из таблицы видно, что после установки в ВМТ 4-го цилиндра проверяются и регулируются клапаны 8 и 6. Это:
- Ищем восьмой клапан. Для этого отсчитываем от ведущей шестерни вала распределителя, то есть от передка двигателя. Оказывается, клапан 8 — последний;
- Установите щуп между коромыслом и кулачком распределительного вала. При нормальном зазоре он должен входить с небольшим натягом между ними, то есть должно быть небольшое, но ощутимое сопротивление;
- Если мерная пластина не входит или, наоборот, не испытывает сопротивления, выполняется регулировка;
- Сбоку на коромысле имеется гайка под ключ на 17, которая навинчивается на болт с головкой 13. Этот болт служит для регулировки, а гайка предотвращает несанкционированное откручивание регулировочного элемента. Для регулировки ослабьте гайку на 17, удерживая болт вторым ключом. Затем поворачиваем этот болт, что позволяет изменять его длину и, соответственно, зазор между ним и рычагом. А поскольку балансир находится на оси, пространство с другой стороны изменится. Поворачивая болт, получаем требуемый люфт (щуп движется с усилием), удерживаем его в этом положении и гайкой противодействуем.
- Проверяем правильность регулировки. Если при затяжке контргайки болт все еще двигался и зазор был нарушен, повторяем этапы регулировки.
- Переходим к клапану 6 и делаем все так же: проверяем зазор, при необходимости корректируем и повторяем проверку.
Здесь описан порядок регулировки клапанов ВАЗ-2105 на примере одного положения коленчатого вала и двух клапанов. Но осталось еще 6 клапанов и по таблице — 3 положения коленвала.
Для регулировки следующих двух клапанов, 4-го и 7-го, необходимо повернуть коленный вал на 180 градусов, что будет соответствовать ВМТ 3-го цилиндра. При этом проверять угол поворота по ней будет неудобно. Здесь пригодится маркер. Дело в том, что 180 градусов поворота коленчатого вала соответствует углу поворота ползуна распределителя в 90 градусов. То есть на торце корпуса можно нанести 4 выносные метки на одинаковом расстоянии по окружности, начиная с нулевого положения (ВМТ 4-го цилиндра).
А потом по имеющимся отметкам сначала выставляем угол поворота коленвала 180 градусов. (проверить и отрегулировать 4-й и 7-й клапаны), затем на 360 градусов. (1-й и 3-й клапан) и 540 градусов. (5-й и 2-й).
После всех регулировочных работ устанавливаем снятые элементы на двигатель.
Очистка головки цилиндров
1. Поместите головку на опору A.60353.
2. Удалите нагар из камер сгорания и выхлопных отверстий проволочной щеткой с электродрелью. Очистите и осмотрите впускные отверстия для масла и масляные каналы рычага клапана.
Проверка и шлифование седел клапанов
Профиль седла выпускного клапана
Профиль седла выпускного клапана
Форма фаски седла клапана показана на рис. Профиль седла всасывающего клапана и рис. Профиль седла выпускного клапана.
Рабочие фаски седел (зона контакта с клапанами) не должны иметь отверстий для штифтов, коррозии и повреждений. Незначительные повреждения можно устранить путем шлифовки седел. При этом удалите как можно меньше металла. Шлифовку можно производить как вручную, так и болгаркой.
Схема ГРМ
Техническое обслуживание
Чтобы преждевременно не отремонтировать двигатель ВАЗ 2101, необходимо уделять достаточное внимание его обслуживанию. Каждые 100000 поездок необходимо менять дистрибьюторскую цепочку. Тепловые зазоры в клапанах необходимо регулировать через 20 тысяч километров пробега.
также необходимо через 10 тысяч км пробега залить новое масло в двигатель ВАЗ 2101. Вязкость 5W-30. Часто владельцы машин с таким двигателем задаются вопросом, сколько масла туда нужно заливать, и ответ тут довольно простой — 3,5 литра, так как объем в двигателе составляет 3,75 литра, но при замене часть жидкости остается внутри блока тем не мение
Воздушный фильтр необходимо заменять через 40 тысяч километров пробега, но в зависимости от условий эксплуатации этот показатель может уменьшаться. Также стоит менять топливный фильтр каждые 40000.
Преимущества
У двигателя очень мало положительных качеств, так как это начальная разработка отечественных производителей. Но, несмотря на это, в этом силовом агрегате они все же присутствуют:
- Простота дизайна. Это главное преимущество силового агрегата, так как он позволяет самостоятельно устранять большинство поломок в гараже с минимальными знаниями и набором инструментов.
- Возможность работы практически с любым видом топлива. Небольшая степень сжатия позволяет автомобилю с таким двигателем под капотом плавно работать на низкооктановом бензине.
- Низкая стоимость запчастей. Поскольку это отечественный двигатель, запчасти можно будет приобрести по минимальной цене, а их доступности будет позавидовать большое количество современных производителей.
Пружины
Основные данные для управления внешней пружиной клапана
Цепь управления пружиной рычага
А — свободный размер; B — размер под нагрузкой
1. Убедитесь, что на пружинах нет трещин и что эластичность пружин уменьшилась, поэтому проверьте деформацию пружин под нагрузкой (Рис. Основные данные для проверки пружины внешнего клапана, Рис. Основные данные для проверки внутренняя пружина клапана, рис. Схема проверки пружины рычага).
2. Для рычажных пружин (см. Рис. Схема проверки пружины рычага) размер A (свободная пружина) должен составлять 35 мм, а размер B при нагрузке 51-73,5 Н (5,2-7,5 кгс) — 43 мм.
Проблемы
Но с проблемами с этим двигателем ситуация немного иная, так как их очень много. Владельцы часто сталкиваются с множеством неисправностей. Чаще всего среди проблем выделяют следующие:
- Охлаждение двигателя очень плохое, поэтому часто бывает, что он просто перегревается. Причиной такой проблемы может быть выход из строя термостата или помпы, заклинивший вентилятор или то, что система охлаждения потеряла герметичность.
- Система подачи топлива карбюратора может вызвать сильные колебания оборотов двигателя. Это говорит о том, что карбюратор необходимо очистить и отрегулировать.
- Двигатель может работать очень громко и чаще всего это связано с необходимостью регулировки клапанов. Если это не помогает, обратите внимание на распредвал, который можно починить. В том случае, если двигатель по-прежнему шумно работает, полезной будет только замена двигателя ВАЗ 2101.
- Двигатель может быть очень нестабильным, что чаще всего вызвано перебоями в работе системы зажигания. Но есть еще одна менее радостная причина — потеря компрессии в одном из цилиндров из-за истощения поршня.
- Прокладка двигателя ВАЗ 2101 — тоже довольно проблемное место, так как часто перегорает. Эту неисправность можно заметить очень быстро, так как охлаждающая жидкость начинает просачиваться в масло.
Недостатки
Силовой агрегат разрабатывался на базе прототипа двигателя FIAT 124, поэтому не обошлось без характерных недостатков, беспокоивших автовладельцев:
- Например, использование карбюраторов первого поколения привело к увеличению расхода топлива. Даже в смешанном режиме этот 1,2-литровый двигатель потреблял около 10 литров на 100 километров.
- Довольно часто возникали проблемы с зажиганием, которые постоянно требовали регулировки.
- Кроме того, в процессе эксплуатации были потеряны зазоры клапанов, что привело к проблемам в работе силового агрегата. В результате пришлось провести сложный и трудоемкий ремонт с открытием клапанной крышки.
Тюнинг двигателя ВАЗ 2101 своими руками
Тюнинг двигателя ВАЗ 2101 своими руками позволяет поддерживать работу автомобиля на высоком рабочем уровне и в некоторых ситуациях значительно повысить ходовые качества. Однако было бы глупо ожидать от автомобиля высоких конкурентных преимуществ перед современными инновациями в автомобилестроении.
Следовательно, к улучшениям следует относиться в первую очередь с исследовательским и историческим интересом. Только в этом случае владелец автомобиля получит огромное удовольствие от экспериментов над своим «другом» на четырех колесах».
В настоящее время доступны и требуются следующие варианты обновления.
Замена двигателя
Профессионалы:
- дает новую жизнь автомобилю, увеличивая его общий срок службы;
- это позволяет сделать «копейку» намного более маневренной и мощной.
Недостатки:
- необходимость переустановки половины узлов автомобиля (тормозная система, сцепление и т д.) на более прогрессивные;
- затраты времени, сил и финансов.
История создания двигателя Жигули 2101 8 клапанов
Мотор с нижним валом, который был на доноре за копейки автомобиля Фиат 124, сразу был забракован советскими конструкторами, так как оказался сложным в обслуживании и ремонте. Тогда итальянские инженеры предложили прототип своего перспективного кулачкового силового агрегата.
Рядный блок цилиндров изготовлен из чугуна, головка — из алюминия. За передачу времени отвечает двухрядная цепочка, ресурс которой огромен. К тому же здесь нет гидравлических подъемников, поэтому тепловые зазоры клапанов придется вручную регулировать каждые 15 000 километров или около того. Однако в то время это считалось нормой.
Ходовая часть
В передней части автомобиля установлена независимая подвеска на двухрычажных рычагах, винтовых пружинах и телескопических амортизаторах. Кроме того, в передней подвеске применен стабилизатор поперечной устойчивости. Сзади сплошной мостик. Крепится к корпусу с помощью четырех продольных и одной поперечной тяг.
Среди частых проблем автомобиля стоит выделить шаровые опоры. Они буквально изнашиваются через 15000 км пробега. Причем эта «болезнь прошла» помимо «тройки» и «шестерки». К тому же подвеска часто терпела поломки, со временем просели пружины. Владельцы столкнулись с выходом из строя тяги Панара и течи амортизатора.
Из плюсов подвески стоит отметить ее мягкость, а также невысокую стоимость запчастей. Все запчасти доступны в любом автосалоне. И можно что-то заменить своими руками даже при отсутствии лифта или смотровой ямы.
Какой двигатель можно поставить на ВАЗ 21011 вместо заводского
ВАЗ 21011 — отличный вариант для любителей тюнинга, так как автомобиль имеет настолько простую конструкцию, что без серьезных доработок его вполне можно превратить во что угодно. То же самое и с моторным отсеком: любители могут установить более мощный двигатель, не прибегая к помощи специалиста автосервиса.
Однако во всем нужно знать, когда остановиться: кузов ВАЗ 21011 рассчитан на определенные нагрузки, а потому сверхмощный двигатель может просто разорвать машину на части. Поэтому при выборе поршневого двигателя лучше обратить внимание на конструктивно похожие варианты.
Для ВАЗ 21011 могут подойти как отечественные, так и импортные двигатели
Двигатели от ВАЗов
Конечно, это лучший способ оптимизировать свою «копейку», ведь «родственные» двигатели подойдут ВАЗ 21011 практически по всем параметрам. Оптимальными для установки считаются двигатели 2106, 2107, 2112 и даже 2170. Важно, чтобы они подходили к «копейкам» и оптимально подходили к коробке передач.
В общем, «шестерка» может стать донором для любого ВАЗа, от первых до новейших современных моделей
Силовые агрегаты от иномарок
На «копейку» можно установить бензиновые двигатели Fiat 1.6 и 2.0 практически без переделок.
Если желателен более творческий подход, допускается установка силовых агрегатов Renault Logan или Mitsubishi Galant. Однако эти двигатели нужно будет устанавливать в комплекте с коробками передач.
«Фиат Полонез» имеет аналогичный двигатель по габаритам и креплению, а потому может стать донором за «копейки»
Энтузиасты экспериментов также установили дизельные двигатели за «копейки». Однако в наши дни такое сочетание нельзя считать целесообразным из-за резкого роста цен на дизельное топливо во всех регионах страны.