Двигатель ЯМЗ 236: технические характеристики

Содержание
  1. Об истории создания ЯМЗ-236 и его предшественниках
  2. ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 – «предки» ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
  3. Технические характеристики ЯМЗ 236
  4. Ресурс
  5. Неисправности, их причины и способы устранения
  6. «Долгожитель» с безупречной репутацией
  7. На какую технику устанавливается ЯМЗ
  8. Проблемы и слабые места у двигателя ЯМЗ-236
  9. Система питания ЯМЗ-236
  10. Двигатель Т-150 СМД-62
  11. Технические характеристики Двигателя ЯМЗ-236
  12. Устройство и компоновка двигателя
  13. Основные характеристики в цифрах
  14. Описание
  15. Ремонт
  16. Особенности в работе механизма
  17. Основные элементы двигателя ЯМЗ-236
  18. Блок цилиндров/картер
  19. Головка цилиндров двигателя ЯМЗ-236
  20. Коленчатый вал двигателя ЯМЗ-236
  21. Маховик на ЯМЗ-236
  22. Шатун двигателя ЯМЗ-236
  23. Поршни, поршневые пальцы и кольца на ЯМЗ-236
  24. Газораспределительный механизм двигателя ЯМЗ-236
  25. Система смазки двигателя ЯМЗ-236
  26. Система питания ЯМЗ-236
  27. Модификации двигателя ЯМЗ-236 и сферы их применения
  28. Обслуживание
  29. ЯМЗ-236 на современном рынке: стоимость данных двигателей и отзывы о них
  30. Поршни, поршневые пальцы и кольца на ЯМЗ-236
  31. Устройство дизельных двигателей ЯМЗ-236
  32. Общие сведения
  33. Разновидности и эксплуатация

Об истории создания ЯМЗ-236 и его предшественниках

ЯМЗ-236 имеет солидную и славную историю. Все началось на рубеже 1950-1960-х годов, когда перед конструкторским бюро Ярославского моторного завода была поставлена ​​задача разработать и запустить в серию современный и доступный по цене дизельный двигатель «широкого профиля», который можно было использовать не только на автомобилях и тракторах, но и на них во многих других отраслях народного хозяйства.

В Советском Союзе в то время был взят курс на всеобщую «дизелизацию» большегрузных автомобилей. Большинство грузовиков в то время работали на бензине и были очень неэкономичными с точки зрения расхода топлива. Новые, современные, высокоэффективные и экономичные дизельные «двигатели» должны были оснащать большегрузные автомобили и седельные тягачи; автобусы и тягачи, различная спецтехника.

Следует отметить, что в то время СССР фактически «опережал остальную планету» по уровню развития промышленных технологий и инженерного мышления. Нам, современным людям, привыкшим к технологическому отставанию нашей страны от развитых стран, это необычно. Но тогда новые двигатели, запущенные в серию на Ярославском заводе в 1961 году — ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 (восьмицилиндровый вариант) были действительно лучшими в мире.

ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 – «предки» ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Эти дизели стали прямыми «потомками» дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, выпускавшихся на Ярославском заводе (до 1958 года назывался «автомобильным»). На момент разработки ЯМЗ-236 эти 4- и 6-цилиндровые двухтактные двигатели были уже достаточно устаревшими как технически, так и морально. Ведь они были созданы на базе овских дизелей «Дженерал Мотор» «ГМС-4/71» и «ГМС-6/71» 30-х годов 20 века. Богатый опыт производства дизелей, накопленный в России отечественная промышленность. Помните: во время Великой Отечественной войны немцы, англичане и американцы воевали на бензобаках. В то время как в СССР бензиновые были только довоенные БТ. И легендарный Т-34, и все последующие советские боевые машины были дизельными.

Руководство группой по созданию новых ярославских дизелей осуществлял выдающийся ученый, конструктор, советский изобретатель, доктор технических наук Георгий Дмитриевич Чернышев. При его непосредственном участии было создано семейство двигателей ЯМЗ, отвечающих требованиям времени, которые стали прекрасной энергетической базой народного хозяйства СССР. Государство получило мощный, надежный и чрезвычайно универсальный дизельный двигатель с простым неприхотливым обслуживанием и возможностью использования недорогих запчастей.

Об истории создания ЯМЗ-236 и его предшественников

В сборочном цехе ЯМЗ. Фото 2014 года.

Новый дизель ЯМЗ-236 оказался настолько эффективным и надежным, что сразу стал единственным и стандартным для десятков различных видов техники, а спустя более полувека продолжает выпускаться на Ярославском заводе — десятками разных модификаций!

Хотя с тех пор, конечно, мировые технологии пошли вперед и этот двигатель уже далеко не лучший в мире. По производительности и эффективности его можно сравнить с современными китайскими аналогами на рынке. Но по надежности и ремонтопригодности он все же опережает не только «китайцев», но и лучшие мировые аналоги наиболее развитых стран.

Технические характеристики ЯМЗ 236

В процессе производства базовая модель силового агрегата послужила основой для создания различных типов модификаций, количество которых превышает пятнадцать штук. Параметры базовой модели представлены в таблице.

Основные характеристики мотора ЯМЗ 236:

Разъяснение Показатель
Завод-изготовитель ПАО «Автодизель»
Период выпуска 1958 — сегодня
Топливо Дизель
Электропитание агрегата Прямой впрыск
Сколько клещей 4
Сборка блока сплава Чугун или алюминий
Количество нагнетательных камер (шт.), Позиционирование «V6»
Клапан, всего (шт) 36
Водоизмещение ЯМЗ 236 11.15
Порядок работы двигателя ЯМЗ 236 1,5,4,2,6,3
Камера объемного вытеснения, диаметр, миллиметры 130
Расстояние между крайними положениями поршня, миллиметры 140
Соотношение свободного пространства: высокое / низкое 17,5
Объем масла в двигателе ЯМЗ 236 (л) 24
Мощность агрегата (л.с.) От 150 до 420
Вращающийся импульс (Нм) С 667 по 1275
Соблюдение экологических показателей «Евро — 2 — 1 — 0»
Масса двигателя ЯМЗ 236 в чистом виде, килограмм 820–1010
Масса агрегата с крепежным комплектом, килограмм 880–1070
Масса двигателя ЯМЗ 236 в комплекте, килограмм 1170–1385

Силовой агрегат ЯМЗ 236: блок цилиндров

236 блок цилиндров

Ресурс

Несмотря на столь внушительный перечень дефектов и недостатков, ресурс дизеля ЯМЗ-236 в среднем составляет 800 т.км. Это, конечно, при своевременном и комплексном обслуживании. А если вовремя доработать и устранить выявленные неисправности и вышедшие из строя агрегаты.

Неисправности, их причины и способы устранения

  • Перегрев мотора. Возможные причины — грязный радиатор, неисправный насос или термостат.
  • Революции «плавают». ТНВД необходимо проверить и при необходимости отрегулировать. Возможна воздушность топливной системы.
  • Троит или замедленные схватки. В первую очередь нужно посмотреть топливную систему (топливный насос, форсунки, топливопровод, топливный фильтр). Также стоит проверить систему зажигания.
  • Плохо заводится или заглохнет. Возможно, в топливной системе есть воздух, где он втянут, поврежден шланг и т.д., возможно засорение топливного фильтра. Если ничего не нашли, то посмотрим в сторону ТНВД.
  • Стук двигателя. Здесь без вскрытия обойтись практически невозможно. Опять же, форсунки, клапаны, кольца, вкладыши могут стучать. Также можно увидеть зажигание и топливный насос.
  • Белый дым из выхлопной трубы. Причина может быть в воде в баке или в попадании охлаждающей жидкости в цилиндры через трещину в ГБЦ или изношенную прокладку.
  • Черный дым. Очень богатая смесь, надо ее уменьшить, закрутив нижний силовой винт на ТНВД, возможно он выкручен на максимум.
  • Голубой дым. Масло попадает в цилиндры и там горит.
  • Сильная вибрация двигателя. Причина вибрации может быть в маховике, в изношенных опорах двигателя, в нерегулируемом зажигании, в карданном валу. Ну и в крайнем случае неуравновешенный коленвал.
  • Он вообще не запускается. Посмотрите в сторону топливной системы, а именно ТНВД и форсунок.

«Долгожитель» с безупречной репутацией

Вся слава ярославских двигателестроителей основана на одном силовом агрегате — ЯМЗ-236. Этот двигатель, разработанный в 1950-х годах, стал основой большинства ярославских двигателей, именно он прославил ЯМЗ.

Силовой агрегат ЯМЗ-236 начал выпускаться в начале 1960-х годов. В свое время двигатель был признан лучшим на Земле, даже сегодня на фоне западных нововведений он не кажется устаревшим.

ЯМЗ-236 — 4-х тактный 6-цилиндровый дизельный двигатель объемом 11,5 л. Путем форсирования, установки турбонагнетателя и других вариантов модернизации удалось создать целое семейство силовых агрегатов объемом до 15 литров и мощностью до 420 литров вместе с.

Кроме того, Ярославль стал производить дизели более сложной конфигурации, увеличив количество цилиндров, доведя его до 12 на лучших двигателях. Таким образом, им удалось покрыть почти 100% потребности нашей страны в дизельных двигателях.

Конечно, сегодня их вытолкнули на рынок западные конкуренты. Но широкий ассортимент продукции, а также ее репутация позволяют ЯМЗ уверенно чувствовать себя на рынке и уверенно смотреть в будущее.

На какую технику устанавливается ЯМЗ

Список моделей грузовиков, тракторов и другой техники, в которой использовался этот двигатель, невероятно велик. Среди наиболее популярных моделей следует отметить:

  • МАЗ — 500, 516;
  • УРАЛ — 4320, 5323;
  • ЛиАЗ — 5256,30;
  • КрАЗ — 6443, 255;
  • КамАЗ — 5323.

Этот список далеко не полный, так как двигатель широко применялся, он применялся в автобусах, судоходстве и других механизмах.

Проблемы и слабые места у двигателя ЯМЗ-236

Сразу поговорим о слабых местах ЯМЗ-236. Проблемы могут быть связаны с шестеренчатым приводом ТНВД. Чтобы проверить, все ли в норме с данным агрегатом, рекомендуется несколько раз запустить двигатель «холодный» и «теплый», запуск должен быть мгновенным. Старые двигатели грешат работой на ключ, в результате угол впрыска меняется при запуске, а при тяговых нагрузках будет уменьшаться и меняться выходная мощность, двигатель будет больше дымить.

Конструктивно трансмиссия времени тоже была не очень удачно позиционирована. Очень много крутильных и вибрационных колебаний, из-за которых шестерни и ключи быстрее изнашиваются.

Даже в слабые места ЯМЗ-236 можно написать: толкатель клапана, топливная аппаратура, особенно форсунки, трудности с заменой этих самых форсунок, ТНВД с плавной смазкой и не очень эффективным приводом. Также есть несколько случаев, когда головка блока цилиндров лопнула в районе отверстий форсунок, но это, конечно, исключение из правил, но тем не менее.

Система питания ЯМЗ-236

Система смазки на двигателях ЯМЗ-236 используется смешанного (комбинированного) типа с «мокрым» картером. Подача масла осуществляется полностью унифицированным шестеренчатым масляным насосом. Масляный насос состоит из двух секций (нагнетательной и радиаторной). Нагнетательная секция закачивает масло в систему смазки двигателя, а радиаторная секция прокачивает его через радиатор.

Система электроснабжения сплит-типа. Он состоит из топливного насоса высокого давления, топливного насоса высокого давления, топливоподкачивающего насоса и регулятора, муфты опережения впрыска, форсунок, топливных фильтров и топливопроводов. В соответствии с порядком работы цилиндров ТНВД перекачивает дизельное топливо по магистралям высокого давления к форсункам, которые впрыскивают следующую «порцию» распыленного топлива в полость цилиндра. Излишки топлива возвращаются в топливный бак через перепускной клапан и форсунку фильтра тонкой очистки.

Двигатель Т-150 СМД-62

Одной из первых модификаций трактора Т-150 стал двигатель СМД-62. Он разрабатывался на базе двигателя СМД-60 и во многом имел схожую с ним конструкцию. Основным отличием была установка компрессора на пневмосистему. Кроме того, двигатель СМД-62 на Т-150 увеличил его мощность до 165 л.с и количество оборотов.

Технические характеристики Двигателя ЯМЗ-236

Устройство и компоновка двигателя

Шесть цилиндров двигателя ЯМЗ-236 расположены в два ряда, под углом девяносто градусов. Примененная компоновка V-цилиндров используется для уменьшения длины двигателя и его веса, для более рациональной компоновки и уменьшения веса всего автомобиля в целом.

Отличительной чертой этих двигателей также является рациональное расположение всех агрегатов. Это хорошо сочетается с простотой конструкции, улучшая доступность как для обслуживания, так и для ремонта. Узлы и детали, требующие регулярного обслуживания в процессе эксплуатации, располагаются в легкодоступных местах, в основном в передней части двигателя, а также в складывающихся цилиндрах.

В верхней части передней части находятся топливный фильтр, компрессор воздушного тормоза и электрогенератор. Они прикреплены к верхней крышке агрегата. Компрессор и генератор приводятся в движение ремнем от шкива на валу вентилятора. Кроме того, в передней части расположены водяной насос и гидроусилитель руля. Они приводятся в движение шкивом прямо от коленчатого вала. Слева в передней части блока цилиндров расположены масляные фильтры — для очистки грубого и центробежного масла. Масляный насос также работает от шестерни коленчатого вала, которая находится на крышке переднего коренного подшипника.

Устройство и компоновка двигателя

ЯМЗ-236, только что выпущенный с завода в деревянной таре.

Электростартер для запуска двигателя расположен справа внизу. Картер двигателя защищен снизу поддоном, который также служит емкостью для системы смазки двигателя. Сменные головки цилиндров расположены на сопрягаемых поверхностях каждого ряда цилиндров. Также есть клапаны газораспределительной системы и форсунки. Клапанные механизмы закрыты стальными крышками, одна из которых имеет патрубок для заливки моторного масла.

Сбоку, снаружи, к боковым поверхностям головок крепятся сливные патрубки; со сторон развала — впускной и выпускной патрубки, с термостатами системы охлаждения. Воздушный фильтр находится в специальном переходнике, объединяющем все впускные патрубки. Топливный насос высокого давления расположен в развале. Устанавливается в комплекте с регулятором оборотов, самоблокирующейся муфтой опережения впрыска дизельного топлива и насосом ТНВД.

Теперь макет на обороте. Корпус маховика прикреплен к заднему концу блока цилиндров. Этот кожух снабжен люком снизу, закрытым стальной штампованной крышкой. На маховике установлено сцепление, а за торцом картера маховика расположена коробка передач с картером сцепления.

Основные характеристики в цифрах

Дизели ЯМЗ-236 выпускаются как атмосферные (базовая версия), так и с турбонаддувом. Диапазон мощностей начинается от 150 лошадиных сил, или 110 кВт (для пониженной версии ЯМЗ-236Г), и достигает 300 лошадиных сил, или 220 кВт для форсированной версии с турбонаддувом.

Габаритные размеры двигателя ЯМЗ-236:

  • Длина без КПП и сцепления: 1020 мм;
  • Длина с коробкой передач и сцеплением: 1800 мм;
  • Ширина: 1006 мм;
  • Высота: 1195 мм.

Масса двигателя ЯМЗ-236 (сухой, пустой):

  • Без вспомогательного оборудования: от 820 до 1010 кг;
  • С комплектом вспомогательного оборудования: от 880 до 1070 кг;
  • С комплектом аксессуаров плюс сцепление и коробка передач: от 1170 до 1385 кг.
  • Рабочий объем камеры сгорания — 11,15 литра (11 150 кубических сантиметров).
  • Максимальный крутящий момент колеблется от 667 до 1275 Нм при 1200-1500 об / мин.
  • Диаметр цилиндра: 130 мм; ход поршня: 140 мм; степень сжатия — 17,5.
  • Мин. Удельный расход топлива: 214 (157) г / кВтч (г / л.с.ч)

Описание

Трансмиссия пользовалась большим уважением и доверием пользователей. Во многом благодаря тому, что двигатель ЯМЗ 236 имеет такие технические характеристики, которые подтверждают заявления о его универсальности. Двигатель шестицилиндровый, угол наклона между цилиндрами 90 °, расположение камер параллельное, в два ряда. Во время работы создается внутреннее давление 16,5 атмосфер. Топливная смесь подается впрыском в камеру сгорания. Диаметр поршневого сечения 130 мм, ход изделия 140 мм. Давление топлива создается ТНВД, насос работает механически, рабочая смесь впрыскивается в каждый цилиндр с помощью форсунок. На каждую головку блока приходится три впускных и три выпускных клапана. Охлаждение жидкостью, циркуляция которой в продукте происходит принудительно, с помощью водяного насоса, приводимого в действие валом двигателя. Общий объем цилиндров агрегата — одиннадцать литров, мощность варьируется от 150 до 420 лошадиных сил. После некоторой доработки и настройки двигателя расход топлива завода составил 25 литров на сотню километров, тогда как ранее этот показатель составлял сорок литров. Блок агрегата выполнен из чугуна, хотя в последних моделях в качестве материала активно используется алюминий.

Трактор ХТЗ Т150 с агрегатом ЯМЗ 236 установлен:

ХТЗ трактор

Ремонт

Ремонт двигателя ЯМЗ 236 проводится достаточно стандартно для всей серии двигателей, выпускаемых Ярославским заводом. Итак, онлайн ремонтные работы производятся непосредственно на автомобиле.

В зависимости от марки, модели и конструктивных особенностей автомобиля, на котором установлен двигатель, также возможно провести капитальный ремонт без снятия двигателя. Также это условие, что скука не требуется.

Процесс проверки ЯМЗ 236.

Часто при капитальном ремонте или капитальном ремонте двигатель надоедает. Как показывает новейшая практика, большинство старых блоков цилиндров не подлежат развёртыванию и хонингованию и поэтому проходят процесс нанесения покрытия. Лидеры блока довольно живучи, что дает возможность решать их не часто, но «капитально» — это обязательная процедура.

Еще один элемент со скромным сроком службы — масляный насос. Именно его, зачастую, меняют еще до капремонта двигателя. Наряду с этой деталью идет водяной насос, что невыносимо и, как показывает практика, быстро выходит из строя. Но выход есть — установка ремкомплекта, который стоит совсем недорого.

Особенности в работе механизма

Чтобы механизм работал надежно и долго, необходимо знать и соблюдать некоторые особенности.

Прежде всего, необходимо тщательно выполнять все плановые работы по обслуживанию, предусмотренные инструкциями производителя.

При запуске нового двигателя все его трущиеся поверхности изнашиваются, поэтому важно соблюдать правила обкатки — они обычно указаны в соответствующем разделе инструкции.

также важно смазать двигатель по соответствующей таблице. Он содержит все одобренные смазочные материалы.

Температура охлаждающей жидкости в работающем двигателе должна быть от 75 до 98 градусов. Не нагретый двигатель не должен работать под нагрузкой. При запуске холодного двигателя нельзя резко увеличивать обороты, так как густое масло не успевает добраться до подшипников коленчатого вала и они выходят из строя.

Уровень масла не должен опускаться ниже 300 кПа, в противном случае трущиеся поверхности могут быстро изнашиваться.

Крепеж ГБЦ, затянутый гайками, необходимо затягивать со строго заданной частотой, последовательностью и моментом затяжки. В противном случае прокладка-уплотнитель сломается и прокладки сгорят.

Основные элементы двигателя ЯМЗ-236

Блок цилиндров/картер

Основная часть двигателя — это картер, который представляет собой особый пространственный сплав низколегированного серого перлитного чугуна. Эта отливка обрабатывается методом «искусственного старения» с целью устранения термических напряжений и сохранения точных геометрических форм во время эксплуатации.

Гильзы цилиндров, вставленные в блок, имеют толстые стенки и центрируются в двух концентрических отверстиях в пластинах блока вверху и внизу. Правый ряд цилиндров смещен от противоположного на тридцать пять миллиметров для размещения двух шатунов на общей шатунной шейке коленчатого вала.

Блок цилиндров / картер

Блок цилиндров ЯМЗ-236

Каждое из гнезд цилиндров имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненных в верхней и нижней пластинах блока. Также на верхней пластине имеются кольцевые канавки для крепежных воротников. На внутренних стенках блока цилиндров имеется система масляных каналов, которая служит для непрерывного отвода смазки к подшипникам распределительного и коленчатого валов, масляному фильтру и жидкостно-масляному радиатору.

Головка цилиндров двигателя ЯМЗ-236

Головка блока цилиндров базового ярославского дизеля представляет собой неразъемную чугунную конструкцию, закрепленную на блоке цилиндров шпильками из термообработанной хромоникелевой стали. Для отвода лишнего тепла коллектор оборудован отдельной водяной рубашкой, общей с водяной рубашкой всего блока.

Внутри головки находятся напорные клапаны с пружинами и элементами крепления; а также коромысла с осями и насадками. Седла клапанов нажимные, изготовлены из специального чугуна и жаропрочного сплава. Седла запрессовываются в сиденья с натягом. Стыки ГБЦ, блока и гильз уплотнены единой трехцилиндровой прокладкой типа «сэндвич».

Коленчатый вал двигателя ЯМЗ-236

Коленчатый вал двигателя ЯМЗ-236 изготовлен из стали 50Г методом горячей штамповки. Упрочнение пальцев коленчатого вала происходит за счет нагрева токами высокой частоты. Имеется четыре коренных подшипника коленвала, три пальца шатуна. В пальцах шатуна имеются дополнительные внутренние полости, в которых масло подвергается центробежной очистке. На щеки коленчатого вала устанавливаются противовесы, в комплекте с которыми он устанавливается и регулируется (балансируется).

Осевая фиксация коленчатого вала в двигателе обеспечивается четырьмя бронзовыми полукольцами, установленными в пазах заднего коренного подшипника. Наконечник и хвостовик коленчатого вала уплотнены специальными самоблокирующимися манжетами из армированной резины.

Маховик на ЯМЗ-236

Маховик базового ярославского двигателя выполнен из серого чугуна. Он крепится к заднему концу коленчатого вала болтами из специальной легированной стали. Эти болты защищены от самопроизвольного вращения стопорными пластинами. Маховик снабжен стальным венцом для запуска двигателя стартером. Заводная головка фиксируется на переднем конце маховика двенадцатью болтами, фиксируемыми специальными гнутыми шайбами.

Летят на ЯМЗ-236

Маховик двигателя ЯМЗ-236

12 радиально разнесенных отверстий под маховик используются для привода коленчатого вала во время регулировки двигателя. Форма и расположение полостей на переднем конце маховика обеспечивают дисбаланс направления, необходимый для системы балансировки. Балансировка маховика осуществляется отдельно от коленчатого вала, поэтому все маховики взаимозаменяемы.

Шатун двигателя ЯМЗ-236

Шатун из кованой стали марки «40X», имеет I-сечение; разъем его нижней головки наклонен под углом 55 градусов. В нижней головке шатуна устанавливаются сменные вкладыши, а в верхнюю головку запрессована втулка сталь / бронза ОЦС внешним диаметром 56 мм. В верхних головках шатунов двигателей ЯМЗ-236 прежних выхлопных головок были запрессованы две стальные / бронзовые втулки, и кольцевое пространство между ними использовалось для подачи масла к поршневому пальцу.

Поршни, поршневые пальцы и кольца на ЯМЗ-236

Поршни, устанавливаемые на двигатели ЯМЗ-236, изготовлены из эвтектического алюминиевого сплава с высоким содержанием кремния. Для улучшения приработки поршня на гильзе его поверхность покрыта тончайшим (0,003-0,006 мм) слоем олова. На юбке поршня предусмотрена специальная выемка для охлаждающего сопла; а также две боковые канавки, чтобы противовесы коленчатого вала не касались поршня во время работы.

На внешней поверхности поршня имеется пять канавок для поршневых колец. Три верхних канавки предназначены для установки компрессионных колец. Одна канавка находится над поршневым пальцем, а другая — в нижней части юбки поршня — для размещения небольших съемных колец.

Поршни, пальцы и поршневые кольца для ЯМЗ-236

Двигатель ЯМЗ-236 в разрезе

Штифт, который используется для соединения поршня с шатуном, полого плавающего типа. Изготовлен из стали 12-ХН / ЗА. Наружные поверхности пальцев цементируются на глубину 1,0–1,4 мм; закаленные и отпущенные до твердости НКС 56-65. Внешний диаметр штифта 50 мм.

Поршневые кольца на ЯМЗ-236 отлиты из специального чугуна и устанавливаются в канавки поршня в определенном порядке (см. Выше). Они хромированные, разделенные. Компрессионные кольца и кольца с низким расцеплением отличаются друг от друга разным типом поперечного сечения.

Газораспределительный механизм двигателя ЯМЗ-236

Механизм газораспределения на ЯМЗ-236 — верхнеклапанный, с нижним распредвалом. Клапаны управляются кнопками, тягами и рокерами. Основными элементами механизма являются: распределительный вал с приводной шестерней и подшипниками; толкающие и толкающие оси; стержни и коромысла с регулировочными винтами и штифтами; клапаны с пружинами и направляющими втулками.

Распределительный вал кованый, из углеродистой стали 45; Толкатели также стальные, кованые, качающегося типа с роликом для контакта с кулачками распределительного вала. Впускной и выпускной клапаны изготовлены из специальной жаропрочной стали.

Система смазки двигателя ЯМЗ-236

Система смазки на двигателях ЯМЗ-236 используется смешанного (комбинированного) типа с «мокрым» картером. Подача масла осуществляется полностью унифицированным шестеренчатым масляным насосом. Масляный насос состоит из двух секций (нагнетательной и радиаторной). Нагнетательная секция закачивает масло в систему смазки двигателя, а радиаторная секция прокачивает его через радиатор.

Система питания ЯМЗ-236

Система электроснабжения сплит-типа. Он состоит из топливного насоса высокого давления, топливного насоса высокого давления, топливоподкачивающего насоса и регулятора, муфты опережения впрыска, форсунок, топливных фильтров и топливопроводов. В соответствии с порядком работы цилиндров ТНВД перекачивает дизельное топливо по магистралям высокого давления к форсункам, которые впрыскивают следующую «порцию» распыленного топлива в полость цилиндра. Излишки топлива возвращаются в топливный бак через перепускной клапан и форсунку фильтра тонкой очистки.

Модификации двигателя ЯМЗ-236 и сферы их применения

Существует 35 модификаций ЯМЗ-236 «без наддува»: без турбонагнетателя, мощностью от 150 до 195 л / с. Подробная спецификация каждого из них доступна на сайте Ярославского завода. Область применения этих двигателей: судовые двигатели; компрессорные станции; электрические агрегаты; судовые дизельные электрические системы; железнодорожные тележки; экскаваторы, грейдеры и катки, автокраны, фронтальные погрузчики, бульдозеры, внедорожники, бронетранспортеры, автомобили ЗИЛ, Урал, МАЗ (в основном советские, прошлых лет выпуска).

Модификации двигателя ЯМЗ-236 и их область применения

Автомобиль МАЗ-5551 с двигателем ЯМЗ-236М2-1

Есть 54 турбомодификации ЯМЗ-236, их мощность варьируется от 230 до 300 лошадиных сил. Они используются в современных автобусах; комбайны; тракторы и спецтехника различных производителей; некоторые варианты автомобилей МАЗ и Урал».

Обслуживание

Техническое обслуживание двигателя ЯМЗ 236 идентично, как и у всех идентичных дизелей отечественного производства. Так, для базовой версии межсервисное ТО проводится каждые 15 000 км, а для турбодизеля — каждые 20 000 км.

Процесс обслуживания немного отличается от обычных бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций, направленных на поддержание технического состояния автомобиля. Что входит в обслуживание моторов ЯМЗ 236 серии:

Т-150К ЯМЗ 236

Т-150 с двигателем ЯМЗ 236.

  • Замена масла.
  • Регулировка клапанного механизма
  • Замена фильтра. Так, в зависимости от модификации двигателя могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, экофильтр для разгрузки.
  • Очистка форсунок.
  • Регулировки, связанные с ТНВД.
  • Прочие операции по обслуживанию силового агрегата.

ЯМЗ-236 на современном рынке: стоимость данных двигателей и отзывы о них

Цена на новый атмосферный двигатель ЯМЗ-236 варьируется от 370 до 450 тысяч рублей; для ЯМЗ-236 с турбонагнетателем — от 480 до 650 тыс руб. Время от времени есть возможность приобрести ЯМЗ-236 подешевле: со склада Госрезерва, новые, в поддонах. За половину цены нового вы можете найти на сайтах объявлений бывшие в употреблении ЯМЗ-236 или нестандартные (после капремонта) двигатели).

Для современного развития техники дизельные двигатели ЯМЗ-236 имеют довольно посредственные удельные характеристики и показатели эффективности. Устаревшая за последние полвека конструкция не позволяет этим двигателям соответствовать стандартам Евро-3 и выше. Турбоверсии усовершенствованы по нормам Евро-2.

ЯМЗ-236 на современном рынке; стоимость этих двигателей и отзывы о них

Двигатель ЯМЗ-236НД устанавливается на современные ростовские комбайны «Вектор

Однако их непревзойденная надежность и неприхотливость; низкая цена (по сравнению с импортными аналогами) на сами двигатели и запчасти к ним позволяют поддерживать постоянный спрос на данную продукцию. Отзывы о ЯМЗ-236 сводятся к одному: расход топлива по сегодняшним меркам отличный, а надежность просто отличная. Даже в крупных АТП, где водители автобусов периодически меняются и о бережном отношении к технике говорить не приходится, двигатели ЯМЗ-236 честно перерабатывают заявленный производителем 800-тысячный ресурс. И продолжают работать дальше, без серьезных поломок, долгое время, не требуя капитального ремонта.

Поршни, поршневые пальцы и кольца на ЯМЗ-236

Поршни, устанавливаемые на двигатели ЯМЗ-236, изготовлены из эвтектического алюминиевого сплава с высоким содержанием кремния. Для улучшения приработки поршня на гильзе его поверхность покрыта тончайшим (0,003-0,006 мм) слоем олова. На юбке поршня предусмотрена специальная выемка для охлаждающего сопла; а также две боковые канавки, чтобы противовесы коленчатого вала не касались поршня во время работы. На внешней поверхности поршня имеется пять канавок для поршневых колец. Три верхних канавки предназначены для установки компрессионных колец. Одна канавка находится над поршневым пальцем, а другая — в нижней части юбки поршня — для размещения небольших съемных колец. Штифт, который используется для соединения поршня с шатуном, полого плавающего типа. Изготовлен из стали 12-ХН / ЗА. Наружные поверхности пальцев цементируются на глубину 1,0–1,4 мм; закаленные и отпущенные до твердости НКС 56-65. Внешний диаметр штифта 50 мм.
Поршневые кольца на ЯМЗ-236 отлиты из специального чугуна и устанавливаются в канавки поршня в определенном порядке (см. Выше). Они хромированные, разделенные. Компрессионные кольца и кольца с низким расцеплением отличаются друг от друга разным типом поперечного сечения.

Устройство дизельных двигателей ЯМЗ-236

Двигатель ЯМЗ-236 имеет шесть цилиндров с рабочим объемом камеры сгорания 1858 см³ каждый. Принцип работы четырехтактный, типичный для двигателей Отто, порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6, непосредственный впрыск, степень сжатия 16,5.

Цилиндро-поршневой узел (ЦПГ) с поршнем из силумина (алюминиевый сплав с кремнием) и чугунной гильзой так называемого «мокрого типа». CPG крепится к двойному Т-образному шатуну, отлитому из чугуна со специальной бронзовой вставкой, с помощью штифта «плавающего типа» с двумя стопорными кольцами. Другая сторона шатуна крепится двумя болтами к шейке коленчатого вала через втулки (бронзовые подшипники). Цилиндры расположены в два ряда по три в каждом.

Каждая строка имеет общий заголовок (заголовок). Распределительный вал имеет шестеренчатый привод и одинаков для обеих головок блока цилиндров. Коленчатый вал изготовлен из закаленных азотом штифтов, четырех шарниров и противовесов. Блок цилиндров отлит из серого чугуна одновременно с верхней частью картера. Блок цилиндров выпуска до 2008 года отличается от современного (унифицированный, имеет укороченную «юбку»). Корпус маховика отлит отдельно от блока. Маховик стальной с раздельной коронной шестерней (используется для запуска двигателя), он выполнен в двух вариантах: для двухдискового сцепления (большой) и для однодискового (узкий).

Общие сведения

За время эксплуатации двигатель ЯМЗ 236 зарекомендовал себя как надежное устройство с приемлемыми техническими характеристиками. Универсальность и популярность двигателя объясняется использованием ряда дизайнерских решений. Таким образом, установка оснащена шестью камерами, разделенными на две группы и выровненными в два параллельных ряда. Цилиндры соседних рядов наклонены относительно друг друга на 90 °. За цикл двигатель работает 4 раза, создавая давление равное 16,5 атмосфер, общий объем камер — 11 литров.

В топливной системе трактора используется механический топливный насос высокого давления. Смесь подается непосредственно внутрь через форсунки. Двигатель укомплектован двумя головками, в изделии 12 клапанов (6 впускных, 6 выпускных). В совокупности с вытеснителями с цилиндрических поверхностей из силумина и чугуна соблюдается порядок работы двигателя ЯМЗ 236 в порядке «142536».

Босс:

Головка ЯМЗ-236

Для охлаждения используется жидкостный насос, принудительно промывающий «мокрые» цилиндры. Устройство приводится в движение коленчатым валом с помощью ремня и шкива. Вал имеет шестеренчатый привод и обслуживает две головки. Деталь ковка, после чего шейки закаляются азотом. Изделие закреплено на четырех опорах и уравновешено противовесами.

С учетом пожеланий и потребностей покупателя двигатель развивает мощность в пределах 150-500 лошадиных сил. Первые двигатели потребляли до 40 литров топлива на 100 км пробега, тюнинг и доработка снизили показатель до 25 литров. До 2010 года каркас двигателя был чугунным, после чего стали использовать алюминий. Это уменьшило вес и улучшило характеристики.

Блокировать:

блок ЯМЗ-236

Разновидности и эксплуатация

Количество электростанций, спроектированных и построенных после того, как с конвейера сошел первый блок, велико, и экологическая классификация облегчает этот процесс.

  • Агрегат ЯМЗ 236М2 (Евро 0).
    Силовые агрегаты модификации изготавливаются без наддува и соответствуют нормам Евро 0. Двигатели устанавливаются на: эскалаторах, кораблях, преобразователях и других установках. Двигатель ЯМЗ 236М2 имеет основные характеристики, аналогичные базовой модели. Отличия заключаются в навесном оборудовании.

«Евро 0»:

Модели «ЯМЗ» Заявка
«236М2» Самостоятельно передвигающиеся стрела и буровая установка, корабельные агрегаты, корабельные агрегаты конвертирующего типа.
«236М2-4» Грейдеры и грейдеры, используемые для погрузки и разгрузки материалов, земляных работ, газокомпрессорных станций.
«236М2-7» Электростанции, экскаваторы, генераторы.
«236М2-43» Транспорт «Урал 43206» для преодоления водных преград, глубиной 1,7 метра.

Блок питания ЯМЗ 236М2 (Евро 0):

236М2

  • Блок управления «Евро 1».
    Электростанции стандартов Евро 1 и Евро 2 относятся к изделиям, которые включают турбину, воздухоохладитель и теплообменное устройство. Турбомотору ЯМЗ 236 удалось улучшить технические характеристики, мощность в зависимости от комплектации составляет 230 — 250 л.с. Усовершенствованная конструкция и турбина привели к уменьшению выбросов, а электростанции соответствуют правилу 96 по выбросам загрязняющих веществ.

Как и атмосферные двигатели, турбинные варианты могут оснащаться регулируемой коробкой передач, сцеплением и различными аксессуарами. В зависимости от навесного оборудования вес модификаций может существенно отличаться друг от друга. Двигатели используются на автомобилях, платформах, кранах, компрессорах и другом оборудовании. Существенное преимущество агрегата — снижение расхода топлива.

Евро 1 изменения:

Модели «ЯМЗ» Заявка
236 BU Техника МАЗ: 533603, 630303, 543203, 543403 и многое другое.
236 г до н.э Комбинации: Енисей 860, ACROS 530.
236 ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Гусеничный трактор ВТ-150Я, бульдозер.
236 н.э Комбинируйте «Вектор».
236 НЕ Транспорт с откидным бортом, шасси, автобусы МАЗ, «Волжанин», ЛАЗ, ЛиАЗ.
236 НЗ Инструмент используется как тяговый Т150К, ХТЗ, Т150.

Блок питания ЯМЗ 236 НД (Евро 1):

ЯМЗ 236 НД

  • Установка 236НЕ2 (Евро 2).
    Основные характеристики блока управления идентичны характеристикам двигателя Euro 1. Разница между двигателями серии 236NE2 заключается в соблюдении правил n. 49; 24-03 Euro2. Электростанции используются на транспорте, работа которого связана с тяжелыми условиями. К ним относятся: техника «Урал», «МАЗ», «ЗИЛ», многоместные легковые автомобили.

«Евро 2»:

Модели «ЯМЗ» Заявка
236НЕ2-1 МАЗ: транспорт, шасси, буксиры, грузовики с автоматическим опрокидыванием.
236НЕ2-3 «Урал»: транспорт, шасси, буксиры, грузовые автомобили с автоматической разгрузкой, пассажирский транспорт.
236НЕ2-24 «Урал»: транспорт, шасси, буксиры, самосвалы в автоматическом режиме.

Блок питания ЯМЗ 236 НЕ (Евро 2):

236 НЕ Евро 2

Источники

  • https://TaxiVCredit.ru/avtomobil-info/yamz-236.html
  • https://motoran.ru/dvigatel/dvigatel-yamz-236
  • https://miniteh.com/articles/Informaciya/YaMZ-236
  • https://TraktoraMira.ru/dopolnitelnoe-oborudovanie/tehnicheskie-harakteristiki-yamz-236-turb.html
  • https://artel55.ru/avtomarki/ves-dvigatelya-yamz-236.html
  • https://AutoMotoKit.ru/fakty-ob-avto/yamz-236-turbo-tehnicheskie-harakteristiki.html
  • https://RetroTruck.ru/gruzovoj-transport/yamz-236-harakteristiki.html
  • https://avtodvigateli.com/gruzovoy/236.html
  • https://www.YaMZ-dizel.ru/engines-yamz/236/
  • https://toptexnik.ru/dvigarely/dvigatel-yamz-236-regulirovka-i-tehnicheskie-harakteristiki

Оцените статью
Блог про двигатели