- Виды систем охлаждения двигателя
- Выясняем, какие могут быть характерные неисправности у системы охлаждения двигателя и как их избежать.
- Устройство, конструкция, принцип работы
- 1. Рубашка охлаждения
- 2. Помпа
- 3. Радиатор
- 4. Термостат
- 5. Вентилятор, датчики
- Диагностика неисправностей систем охлаждения
- Устройство и принцип работы системы охлаждения ДВС
- Как устроен радиатор охлаждения двигателя
- Особенности работы датчика температуры ОЖ
- Что используют в качестве охлаждающих жидкостей
- Основные проблемы
- Воздушное охлаждение двигателя: принцип работы, преимущества и недостатки
- Назначение
- Устройство и принцип действия
- Компоненты
- Что обсудить с механиком
- Воздушка или водянка
- Промывка
- Признаки того, что пора промывать
- Промывка системы охлаждения
- Основные неисправности системы охлаждения
- Основы эксплуатации и обслуживания системы
- Постоянный контроль уровня охлаждающей жидкости
- Диагностика негерметичности системы
- Симптомы перегрева или недостаточного нагрева двигателя
- Из чего состоит охлаждающая система мотора?
- Шланги радиатора
- Помпа
- Термостат
- Электрический вентилятор
- Термо-таймер
- Охлаждающая жидкость
- Водяной насос
- Двигатель
- Сердечник нагревателя
- Замена жидкости и промывка
- Классификация
Виды систем охлаждения двигателя
Температуру двигателя автомобиля можно контролировать с помощью охлаждающей жидкости (антифриз, охлаждающая жидкость) и с помощью циркуляции воздуха. Исходя из этого, выделяют три типа систем:
- Воздух. Физически это поток воздуха, благодаря которому теплый воздух перемещается из моторного отсека в атмосферу. Воздушное охлаждение может быть естественным или принудительным (с помощью вентилятора). Из-за невысокого КПД практически не используется как самостоятельная система.
- Жидкость. Это система трубчатых контуров, по которым циркулирует теплоноситель. Жидкостное охлаждение может быть принудительным (насосным), радиаторным (из-за разницы в плотности нагретой и охлаждаемой жидкости) и комбинированным (охлаждение ГБЦ принудительное, а остальных агрегатов — по радиаторному принципу). Эта система более эффективна, чем воздушная система, но при определенных условиях эксплуатации (длительное время простоя при работающем двигателе, высокие температуры окружающей среды) ее может быть недостаточно для качественного охлаждения.
- Комбинированный. Он представляет собой использование как воздушно-струйного, так и жидкостного контуров.
Системы жидкостного охлаждения также делятся на открытые и закрытые. Первые сообщаются с атмосферой через паровую трубку, а во втором жидкость полностью изолирована от окружающей среды. В закрытых системах давление антифриза выше и, следовательно, выше температура кипения. Это позволяет использовать их при высоких температурах нагрева жидкости (до 120 ° C).
Выясняем, какие могут быть характерные неисправности у системы охлаждения двигателя и как их избежать.
Устройство, конструкция, принцип работы
Система жидкостного охлаждения
Достоинством жидкостной системы охлаждения является как раз возможность поддерживать температуру в определенном диапазоне, поэтому она лучше воздушного. Но конструкция этой системы намного сложнее.
Включает в себя:
- Освежающая куртка
- Помпа
- Термостат
- Радиаторы
- Соединительные трубы
- Поклонник
В этом случае основным рабочим элементом такой системы является специальная жидкость — антифриз, с помощью которой отводится тепло. Раньше использовалась обычная вода, но из-за низкого порога температуры замерзания и образования отложений от воды постепенно отказались.
1. Рубашка охлаждения
Рубашка охлаждения — это особая система каналов в блоке цилиндров и головке блока, по которым движется жидкость. Если рассматривать все просто, это выглядит так: есть блок, в котором установлены цилиндры, а также основные узлы и механизмы. Над этим блоком сделана оболочка, а пространство между ними используется как каналы для движения жидкости. Такая конструкция позволяет жидкости омывать цилиндры, проходить мимо агрегатов, установленных в блоке и головке, что обеспечивает отвод от них тепла.
2. Помпа
Так выглядит водяной насос
В рубашке охлаждения установлен водяной насос. Он состоит из ведущей шестерни (шкива) и крыльчатки, размещенной внутри кожуха, установленной на оси. Он приводится в движение коленчатым валом через ремень.
это водяной насос, который обеспечивает циркуляцию жидкости в системе. Получая вращение от вала двигателя, крыльчатка заставляет жидкость перемещаться по каналам гильзы.
3. Радиатор
При этом антифриз циркулирует не только по рубашке. Если бы это было так, жидкости негде было бы отдавать тепло, то есть двигатель быстро перегревался бы. Чтобы этого не происходило, в конструкцию включен радиатор.
он представляет собой конструкцию из двух резервуаров: в один поступает жидкость из рубашки, а из второго — обратно. Эти резервуары соединены между собой большим количеством труб, по которым между ними движется жидкость. Для лучшей теплопередачи радиатор изготавливается из металлов с высокой теплопроводностью (медь, алюминий, латунь). Кроме того, для увеличения теплопередачи между трубами размещаются специальные ленты, расположенные определенным образом и имеющие большое количество точек соприкосновения с трубами.
Жидкость, проходящая через трубки, отдает тепло лентам. Воздух, проходящий через радиатор, забирает тепло и рассеивает его в окружающей среде. Для обеспечения хорошей вентиляции радиатор устанавливается в передней части автомобиля. Радиатор с рубашкой охлаждения соединен резиновыми шлангами.
Отдельно отметим, что благодаря жидкостной системе удалось предусмотреть внутреннее отопление. Для этого в систему охлаждения включили еще один радиатор, который разместили в салоне. Конструктивно он такой же, как и основной радиатор, но меньшего размера. Воздушный поток для него создается с помощью электродвигателя с вентилятором.
4. Термостат
Система охлаждения должна обеспечивать максимально быстрый выход силовой установки при оптимальном температурном режиме. И для этого в конструкцию включен термостат. Чтобы понять, для чего это нужно — немного теории.
Если бы конструкция системы состояла только из рубашки и насоса, двигатель очень быстро перегревается, так как жидкость движется только по каналам в блоке и отводить тепло будет негде.
Устройство и принцип работы термостата
Чтобы этого не произошло, в конструкцию был включен радиатор. Но из-за его наличия увеличился объем антифриза или антифриза, кроме того, цель радиатора — отвод тепла, поэтому двигатель долго будет достигать нужной температуры, особенно зимой.
Для обеспечения быстрого доступа к необходимой температуре система охлаждения разделена на два кольца: маленькое (задействовано только рубашка охлаждения и помпа) и большое (рубашка + помпа + радиатор).
Термостат также занимается делением на кольца. Это клапан, который активируется при повышении температуры. На разных машинах температура его отклика разная, но в целом работает в диапазоне — 85-95 градусов. С УЧАСТИЕМ.
Корпус термостата обычно располагается на блоке цилиндров рядом с каналом, ведущим к радиатору. Пока температура двигателя низкая, термостат закрывает этот канал, и жидкость движется только по рубашке. По мере повышения температуры этот клапан начинает постепенно открываться, позволяя жидкости проходить через большое кольцо с вмешательством радиатора. При достижении определенной температуры он полностью открывается и жидкость движется уже только по большому кольцу.
5. Вентилятор, датчики
Принцип работы охлаждающего вентилятора
Таким образом, случается, что воздушного потока недостаточно для нормального отвода тепла от радиатора. Например, это происходит в пробке, когда двигатель постоянно работает, но нет встречного воздушного потока, так как автомобиль находится в неподвижном состоянии.
Чтобы избежать перегрева жидкости, используется вентилятор для создания принудительного обдува. Он расположен за основным радиатором и приводится в действие электродвигателем. Включение его в работу осуществляется за счет установленного в радиаторе датчика температуры.
Кроме того, в конструкцию входит датчик температуры, который передает данные о температуре на приборную панель в салоне, чтобы водитель мог постоянно следить за температурой двигателя и своевременно замечать появление неисправности, из-за которой температура двигателя «повысилась».
Диагностика неисправностей систем охлаждения
Перегрев двигателя — это режим работы, вызванный закипанием охлаждающей жидкости. Однако проблема не только в перегреве. Также вредна работа двигателя при постоянно низкой температуре, так как рабочая температура должна поддерживаться на определенном уровне. Холодный двигатель потребляет больше топлива, не работает с максимальной эффективностью и подвергается более высоким нагрузкам из-за повышенной вязкости системы смазки.
Повреждение термостата, вентилятора, термостата и датчиков нарушит нормальное функционирование системы охлаждения. Если вовремя выявить признаки нарушения температурного режима и не произошло возникновения фатальных неисправностей, ремонт, скорее всего, будет не слишком долгим и дорогим. Поэтому всем специалистам рекомендуется следить за температурным режимом двигателя.
Диагностируйте проблемы и неисправности холодного двигателя. Для начала нужно проверить правильность стыка патрубков и патрубков, сборку других элементов системы охлаждения, особенно если автомобиль ремонтировался незадолго до возникновения проблемы. Возможно, это смешно, но есть много известных примеров, когда охлаждение не работает должным образом из-за ошибок сборки.
Некоторые из этих случаев:
- после переборки двигателя к расширительному бачку охлаждающей жидкости подсоединяется патрубок вентиляции картера;
- установлен «неродной» вентилятор охлаждения, из-за неправильного положения ламелей, воздух направлен не в ту сторону;
- лопасти вентилятора свободно вращаются на валу;
- разъемы датчика или вентилятора окислены, ослаблены или повреждены.
Также будет полезно провести внешний осмотр радиатора, возможно, он загрязнен, соты забиты. Иногда может отрицательно сказаться слишком плотный кожух двигателя, перекрывающий воздушный путь снизу. Небольшая авария, приведшая только к поломке бампера, может привести к перегреву — в бампере образуются специальные направляющие, по которым воздух проходит к двигателю (VW Passat B5).
После визуального осмотра системы охлаждения необходимо проверить уровень антифриза, исправность клапанов радиатора или крышки бачка, герметичность патрубков и шлангов. Имеет смысл определиться, что заливать в систему — антифриз или просто воду.
Если первые несколько шагов помогли рассчитать какие-либо неисправности системы охлаждения двигателя, их необходимо устранить или учесть при проведении «диагностики». Добавляя жидкость, следует помнить, что не во все автомобили можно просто добавить антифриз, и все. Например, в некоторых BMW при добавлении охлаждающей жидкости необходимо включить зажигание и установить максимальную настройку печки, чтобы электромагнитные клапаны отопителя открылись.
Если вы подозреваете, что в систему охлаждения попал воздух, нужно открутить специальные заглушки, предназначенные для выпуска воздуха. Обычно они находятся в самой высокой точке системы. Если машина оборудована расширительным баком, можно проверить, циркулирует ли жидкость. Если при систематическом прогреве двигателя холодный воздух попадает в салон из воздуховодов отопителя, это первый признак появления воздушного «пузыря» в системе.
Если известно, что термостат исправен, после нагрева радиатора его нижний и верхний патрубки должны иметь примерно одинаковую температуру. Большая разница температур между этими трубками говорит о плохой циркуляции антифриза через радиатор.
По прошествии определенного времени от открытия термостата, когда будет достигнута температура срабатывания, вентилятор охлаждения радиатора должен включиться. Если в системе установлен неэлектрический вентилятор, проверьте датчик включения магнитной муфты или функцию вязкой муфты. Способность останавливать и удерживать ручной вентилятор можно считать признаком неисправности вязкостной муфты. Будьте осторожны! Постарайтесь остановиться мягким предметом, чтобы исключить возможность травмы руки или повреждения крыльчатки. В правильном случае воздушный поток должен быть направлен к двигателю.
Давление в системе охлаждения автомобиля увеличивается пропорционально нагреву двигателя и постепенно снижается по мере его охлаждения. Если верхний шланг, подходящий к радиатору, набухает из-за увеличения оборотов двигателя, имеет смысл следить за тем, чтобы часть моторных газов не попадала в систему. Это происходит при проколе прокладки ГБЦ между каналом охлаждения и цилиндром или при повреждении самой ГБЦ. Один из признаков этой проблемы — масляная пленка в расширительном бачке. Кроме того, газы сигнализируются пузырьками, которые появляются в антифризе при работающем двигателе.
Существует множество примеров того, как неисправная система охлаждения привела к серьезным проблемам, включая замену двигателя, для владельца. Главный вывод один — глупостей и неважных неисправностей в работе автомобиля нет. Вы должны заметить все изменения, проанализировать их и сделать правильные выводы. Если автовладелец этого не понимает, следует регулярно ремонтировать машину у хороших специалистов.
Устройство и принцип работы системы охлаждения ДВС
Система охлаждения двигателя
Наиболее популярной в современных автомобилях является система охлаждения двигателя, совмещенная с принудительной циркуляцией воздуха и жидкости. Он состоит из следующих элементов:
- Радиатор системы охлаждения.
- Вентилятор радиатора.
- Малые и большие контуры охлаждения.
- Рубашка охлаждения (система каналов в блоке цилиндров).
- Термометр.
- Термостат.
- Расширительный бак.
- Насос (помпа).
- Печной радиатор.
- Масляный радиатор (опция).
- Радиатор рециркуляции выхлопных газов (опция).
В момент запуска двигателя насос начинает перекачивать жидкость по небольшому контуру. Когда двигатель достигает рабочей температуры, срабатывает термостат и размыкает второй (большой) контур охлаждения. Проходя через компоненты двигателя, охлаждающая жидкость нагревается и расширяется. При повышении температуры часть жидкости попадает в расширительный бак. Это позволяет компенсировать избыточный объем вне зависимости от установленного в системе давления.
Большой и малый круг циркуляции охлаждающей жидкости
Проходя через радиаторную секцию системы охлаждения, антифриз снова остывает и возвращается в новый цикл. Если этого режима снижения температуры недостаточно, срабатывает датчик температуры, который передает сигнал на блок управления двигателем и запускает вентилятор воздушного охлаждения. Если этого недостаточно, на приборную панель отправляется сигнал о перегреве двигателя (индикатор.
Охладитель масла и охладитель системы рециркуляции ОГ могут присутствовать не во всех системах охлаждения. Они необходимы для одновременного снижения температуры смазки и выхлопных газов, что делает автомобиль более безопасным и экономичным в использовании. Автомобили с турбонаддувом могут также иметь дополнительный контур охлаждения для снижения температуры наддувочного воздуха.
Как устроен радиатор охлаждения двигателя
Радиатор системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Радиатор системы охлаждения двигателя состоит из следующих элементов:
- Ядро. Он может быть трубчатым (вертикальные трубы овального или круглого сечения, соединенные тонкими горизонтальными ламелями), пластинчатым (пары изогнутых листов, приваренных к краям) и альвеолярным (сварные трубы с поперечным сечением в форме шестиугольника).
- Верхний бак. Оборудован наливной горловиной с уплотнительной крышкой, а также патрубком для установки патрубка незамерзания. В горловине делается отверстие для установки паропровода. Последний имеет паровой клапан, который открывается в случае закипания.
- Воздушный клапан. После выключения двигателя радиатор необходимо заполнить воздухом. Когда охлаждающая жидкость полностью остынет, без подачи дополнительного воздуха в систему, может возникнуть сильный вакуум, вызывающий сжатие труб.
- Нижний бак. Оборудован патрубком для подключения патрубка отвода жидкости.
- Арматура.
Принцип работы радиатора основан на многоуровневой циркуляции воздуха в его сердечнике, что способствует более интенсивному снижению температуры проходящего через него теплоносителя.
Наиболее эффективны пластинчатые радиаторы, но они подвержены быстрому загрязнению, в связи с чем трубчатые стали самой популярной конструкцией.
Особенности работы датчика температуры ОЖ
Датчик температуры системы охлаждения
Датчик температуры позволяет следить за состоянием системы. Определить, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, просто — как правило, он находится в канале ГБЦ. Это термистор в герметичном корпусе, который может быть изготовлен из бронзы, пластика и латуни. В корпусе есть резьба для установки в канал.
Принцип действия датчика основан на следующем эффекте: при повышении температуры сопротивление чувствительного элемента уменьшается, при понижении — увеличивается. Индикатор сопротивления передается в ЭБУ двигателя. Чтобы это было точным, данные о состоянии охлаждающей жидкости должны быть полностью погружены в датчик. При 100 ° C сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости должно составлять примерно 177 Ом. С учетом погрешностей измерения допускается показатель сопротивления 190 Ом. Если отклонения превышают допустимые, датчик необходимо заменить.
Некоторые модели автомобилей могут иметь два датчика температуры. Один отвечает за включение вентилятора радиатора, а второй является индикатором текущего датчика температуры охлаждающей жидкости.
Что используют в качестве охлаждающих жидкостей
Расширительный бачок охлаждающей жидкости
Дистиллированная или деионизированная вода изначально использовалась в качестве рабочего тела в системах охлаждения. Однако для современных двигателей он не обеспечивает требуемый диапазон рабочих температур. Он также имеет тенденцию вызывать коррозию металлов, что сокращает срок службы системы охлаждения. Для устранения этих недостатков сегодня в качестве охлаждающей жидкости используются составы со специальными присадками (этиленгликоль, ингибиторы коррозии), улучшающие характеристики всей системы. Чаще всего используется антифриз, у которого более низкий порог замерзания.
Когда возникает ситуация, когда требуется аварийная доливка охлаждающей жидкости, можно использовать обычную чистую воду. Однако, чтобы система работала исправно, такой раствор нужно как можно скорее заменить на качественный антифриз.
Замена охлаждающей жидкости производится каждые 60-100 тысяч километров. В охлажденном состоянии (при неработающем двигателе) его количество должно быть на уровне нижнего края патрубка расширительного бачка системы охлаждения. Для удобства он отмечен «Мин» и «Макс». Когда количество жидкости станет ниже минимальной отметки, долейте. Если после работы уровень снова упал, это свидетельствует о разгерметизации системы.
Важность системы охлаждения двигателя не вызывает сомнений. Поэтому стоит регулярно проводить профилактический осмотр его основных компонентов. Это предотвратит перегрев двигателя и критическое повреждение.
Консолидированная работа охлаждения обусловлена наличием системы управления.
В автомобилях с современными двигателями его действия основаны на математической модели, учитывающей различные показатели параметров системы:
- температура смазочного масла;
- температура жидкости, используемой для охлаждения двигателя;
- комнатная температура;
- другие важные показатели, влияющие на функционирование системы.
Система управления, оценивая различные параметры и их влияние на работу системы, компенсирует их влияние, регулируя рабочие условия контролируемых элементов.
С помощью центробежного насоса охлаждающая жидкость принудительно циркулирует в системе. Проходя через рубашку охлаждения, жидкость нагревается и, попав в радиатор, охлаждается. При нагревании жидкости охлаждаются сами детали двигателя. В рубашке охлаждения жидкость может циркулировать как продольно (по линии цилиндра), так и поперечно (от одного коллектора к другому).
Круг его циркуляции зависит от температуры теплоносителя. При запуске двигателя сам двигатель и охлаждающая жидкость холодные и для ускорения его нагрева жидкость направляется в малый круг циркуляции, минуя радиатор. Впоследствии, когда двигатель нагревается, термостат нагревается и меняет свое рабочее положение на полуоткрытое. В результате охлаждающая жидкость начинает течь через радиатор.
Если встречного потока воздуха от радиатора недостаточно для понижения температуры жидкости до необходимого значения, включается вентилятор, создавая дополнительный воздушный поток. Охлажденная жидкость снова поступает в охлаждающую рубашку, и цикл повторяется.
Если в автомобиле используется турбонагнетатель, он может быть оборудован двухконтурной системой охлаждения. Первый его контур охлаждает сам двигатель, а второй — поток наддувочного воздуха.
Основные проблемы
Рассмотрим основные проблемы с системой охлаждения, возникающие в автомобилях.
- Поврежденная трубка. Шланги изнашиваются и могут протекать. После потери охлаждающей жидкости система больше не может охлаждать двигатель и перегревается.
- Порвался ремень вентилятора. Водяной насос приводится в действие двигателем через ременную передачу. Если ремень порвется, водяной насос не сможет вращаться, и охлаждающая жидкость не будет циркулировать через двигатель. Это может привести к перегреву двигателя.
- Неисправность корпуса радиатора. Корпус радиатора рассчитан на то, чтобы выдерживать давление в системе охлаждения. Давление увеличивает температуру кипения чиллера и, таким образом, поддерживает стабильность системы. Если корпус не выдерживает давления, машина может перегреться в жаркие дни.
- Неисправность водяного насоса. Чаще всего вы услышите скрип и обнаружите утечку охлаждающей жидкости спереди насоса или под автомобилем. Первые признаки — небольшие пятна охлаждающей жидкости под автомобилем после ночи на стоянке и резкий запах охлаждающей жидкости во время движения.
- Прокладка головки блока цилиндров. Вы заметили много белого дыма из выхлопной трубы? Возможно, это прокладка ГБЦ. Прокладка головки блока цилиндров герметизирует головку блока цилиндров и каналы охлаждающей жидкости. При повреждении уплотнения охлаждающая жидкость может попасть в цилиндр и превратиться в пар. Прокладка ГБЦ чаще всего повреждается после перегрева двигателя. В очень жаркую погоду головка блока цилиндров может деформироваться, а прокладка может быть повреждена.
Воздушное охлаждение двигателя: принцип работы, преимущества и недостатки
Назначение
Во время работы ДВС температура в камере сгорания может достигать 2000 градусов. Без надежной системы охлаждения увеличится расход масла и топлива. Перегрев приведет к быстрому износу и повреждению двигателя.
Если двигатель недостаточно прогреется, это тоже негативно скажется на нем. Если наблюдается переохлаждение, это грозит снижением мощности, интенсивным износом и увеличением расхода топлива.
К тому же в большинстве современных автомобилей эта система помимо основных задач выполняет еще и второстепенные функции. Первым делом убедитесь, что обогреватель работает. Кроме того, система предназначена для охлаждения не только самого двигателя, но и масла и жидкости в автоматической коробке передач. Иногда он также воздействует на дроссельную заслонку вместе с впускным коллектором.
В современной системе (будь то жидкостное или воздушное охлаждение двигателя) рассеивается до 35 процентов тепла, выделяемого при сгорании топливовоздушной смеси.
Устройство и принцип действия
В воздушной системе воздушный поток является самым важным. С помощью воздуха тепло отводится от камер сгорания, ГБЦ, маслоохладителей. Система представляет собой вентилятор, охлаждающие ребра в цилиндрах и на головке блока цилиндров. Устройство также включает в себя съемную крышку, перегородки и решение для системного мониторинга. Вентилятор охлаждения двигателя снабжен сеткой для защиты лопастей от попадания посторонних предметов.
Дополнительные ребра позволяют большей поверхности контактировать с воздухом. Благодаря этому воздушное охлаждение двигателя эффективно справляется со своей задачей.
Воздушный поток при работе двигателя принудительно подводится к двигателю с помощью лопастей вентилятора — в основном они изготовлены из алюминия. Почему включается вентилятор охлаждения при холодном двигателе, объяснять, наверное, не нужно. Воздушный поток проходит между ребрами, затем равномерно разделяется дефлекторами и проходит через все горячие части двигателя. Таким образом двигатель не перегревается.
Вентилятор подает в систему охлаждения поток воздуха 30 кубометров в минуту. Этого достаточно, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя при небольшой мощности и небольшом объеме.
Компоненты
Гильза головки цилиндров и блок цилиндров представляют собой каналы, отлитые из алюминия или чугуна. Каналы герметизируются, а стык между блоком и головкой блока цилиндров герметизируется прокладкой.
Насос охлаждающей жидкости лопастной центробежный. Он приводится во вращение зубчатым ремнем или ремнем привода вспомогательных агрегатов.
Что обсудить с механиком
Сообщите механику о перегреве. Перегрев на холостом ходу по сравнению с перегревом на высоких оборотах указывает на различные проблемы.
Спросите своего механика, стоит ли заменять ремни или цепи, пока он заменяет водяной насос. Во многих случаях ремень, приводящий в движение водяной насос, все равно необходимо снять, чтобы получить доступ к насосу.
Внимание! Никогда не открывайте радиатор при горячем двигателе. Давление в системе может вызвать утечку горячей жидкости и ожоги.
Воздушка или водянка
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания предназначена для отвода избыточного тепла от деталей и узлов двигателя. Действительно, эта система вредна для вашего кармана. Около одной трети тепла, получаемого при сгорании драгоценного топлива, необходимо рассеивать в окружающей среде. Но такова структура современного двигателя внутреннего сгорания. Идеальным был бы двигатель, который мог бы работать, не теряя тепла в окружающую среду, и превращать все это в полезную работу. Но материалы, используемые в современном двигателестроении, не выдерживают таких температур. Следовательно, как минимум две основные части базового двигателя — блок цилиндров и головка блока — нуждаются в дальнейшем охлаждении. На заре автомобилестроения появились и долгое время конкурировали две системы охлаждения — жидкостная и воздушная. Но система воздушного охлаждения постепенно утратила популярность и теперь в основном используется на очень маленьких автомобилях и маломощных генераторных установках. Поэтому давайте подробнее рассмотрим систему жидкостного охлаждения.
Промывка
Промывка системы охлаждения двигателя — это процесс, который многие водители часто упускают из виду, что рано или поздно может привести к фатальным последствиям.
Рекомендуется проводить такие работы одновременно с заменой охлаждающей жидкости. Принимая во внимание модель автомобиля и его марку, это необходимо делать от одного раза в календарный год до одного раза в три года.
Признаки того, что пора промывать
- Если стрелка указателя температуры не по центру, а при движении стремится к красной зоне;
- В салоне холодно, термопечь не дает достаточной температуры;
- Вентилятор радиатора слишком часто включается
промыть систему охлаждения простой водой невозможно, так как в системе концентрируются примеси, которые не удастся удалить даже водой, нагретой до высоких температур.
Накипь удаляют кислотой и жирами, а органические соединения удаляют исключительно щелочью, но одновременно заливать в радиатор оба состава нельзя, так как они нейтрализуют друг друга по законам химии. Производители средств для стирки, пытаясь решить эту проблему, создали ряд товаров, которые условно можно разделить на:
- щелочной;
- кислота;
- нейтральный;
- двухкомпонентный.
Первые два слишком агрессивны и в чистом виде практически не используются, так как опасны для системы охлаждения и требуют нейтрализации после использования. Реже встречаются двухкомпонентные моющие средства, содержащие как щелочные, так и кислые растворы, которые заливаются поочередно.
Наибольшим спросом пользуются нейтральные моющие средства, не содержащие щелочей и сильных кислот. Эти средства имеют разную степень эффективности и могут использоваться как для профилактики, так и для полной промывки системы охлаждения двигателя от сильных загрязнений.
Промывка системы охлаждения
Промывка системы охлаждения
- Слили антифриз, антифриз или воду. Перед этим нужно на пару минут завести двигатель.
- Заполните систему водой и моющим средством.
- Дайте двигателю поработать 5-30 минут (в зависимости от марки моющего средства) и включите внутренний подогрев.
- По истечении указанного в инструкции времени двигатель необходимо выключить.
- Слейте использованное моющее средство.
- Смыть водой или специальным составом.
- Залейте свежую охлаждающую жидкость.
Промыть систему охлаждения просто и недорого — это под силу даже неопытным автовладельцам. Эта операция значительно продлевает срок службы двигателя и поддерживает его производительность на высоком уровне.
Основные неисправности системы охлаждения
Не так много неисправностей в системе охлаждения двигателя, но последствия могут быть очень серьезными. Основные из них:
- Потеря хладагента;
- Неисправность помпы, термостата;
- Повреждена проводка датчика.
Основы эксплуатации и обслуживания системы
Контроль за состоянием системы охлаждения — необходимое условие комфортной езды на автомобиле. Несмотря на то, что неисправности этой системы не запрещают эксплуатацию автомобиля, водитель должен понимать опасность перспективы ее поломки. Более чем возможный в жаркое время года перегрев двигателя и недостаточный обогрев салона автомобиля зимой приводят к необходимости ремонта, иногда очень дорогого.
Соблюдение элементарных правил эксплуатации системы охлаждения двигателя позволит избежать, своевременно предотвратить или минимизировать влияние неисправностей на нормальную работу автомобиля.
Постоянный контроль уровня охлаждающей жидкости
Расширительный бачок используется для визуального контроля уровня жидкости в системе охлаждения. Дело в том, что объем системы охлаждения постоянный, но объем жидкости меняется в зависимости от условий эксплуатации. Если уровень охлаждающей жидкости (указывается на расширительном бачке) уменьшается или увеличивается, ее количество в системе необходимо откорректировать.
Диагностика негерметичности системы
Неуклонное падение уровня охлаждающей жидкости чаще всего связано с ее потерей. Многочисленные соединения патрубков с элементами системы охлаждения, коррозия основного радиатора или радиатора «печки» приводят к постоянному снижению уровня жидкости в расширительном бачке. Диагностика проблемы связана с обнаружением темных пятен на узлах и агрегатах, находящихся в подкапотном пространстве, мокрых следов на проезжей части и характерного сладковато-сахарного запаха антифриза. Более серьезным является обнаружение следов антифриза на масляном щупе, что приводит к дорогостоящему ремонту двигателя.
Симптомы перегрева или недостаточного нагрева двигателя
Перегрев может быть по нескольким причинам:
- блокировка термостата в положении «закрыто»;
- засорение каналов системы;
- недостаточный уровень жидкости в системе.
Но недостаточный прогрев двигателя автомобиля свидетельствует лишь о заклинивании термостата, который работает только в «открытом» положении».
Резюме. Система охлаждения двигателя выполняет функции отвода от силового агрегата избыточного тепла, образующегося в процессе эксплуатации, и поддержания его нормального рабочего режима (эксплуатационного.
Из чего состоит охлаждающая система мотора?
- Радиатор,
- Верхний шланг радиатора, Нижний шланг радиатора,
- Помпа,
- Термостат,
- Электрический вентилятор,
- Термометр,
- Радиатор.
Радиатор — важнейшая часть охлаждающего механизма. Смесь охлаждающей жидкости, прошедшая через двигатель, прокачивается по трубкам радиатора и охлаждается в течение следующего цикла.
Шланги радиатора
Система охлаждения двигателя имеет несколько резиновых шлангов, по которым жидкость перемещается из одного места в другое. Эти шланги радиатора необходимо заменить, прежде чем они станут хрупкими и сломаются.
Помпа
Водяной насос перекачивает охлаждающую жидкость через систему. Насос имеет ременной привод в большинстве двигателей, за исключением некоторых гоночных автомобилей, в которых используются электрические водяные насосы.
Термостат
Двигатель автомобиля не всегда поддерживает одну и ту же температуру, и в холодную погоду он мог бы запускаться бесконечно долго, если бы он поддерживался при той же температуре. Термостат регулирует поток охлаждающей жидкости через систему охлаждения, и охлаждающая жидкость охлаждает двигатель. Термостат действует как клапан, регулирующий поток охлаждающей жидкости. Внутри находится воскообразное вещество, которое размягчается при определенном температурном пороге, открывая клапан и позволяя охлаждающей жидкости свободно течь.
Электрический вентилятор
В современных автомобилях есть вентилятор для первичного или вторичного охлаждения. Если автомобиль движется медленно, чтобы создать достаточный воздушный поток для охлаждения двигателя, вентилятор втягивает воздух через радиатор.
В этом случае вентилятор может быть механическим (приводимым в действие вращением двигателя) и создавать силу для перемещения воздуха через радиатор в жарких условиях или когда автомобиль припаркован. Система оснащена датчиком, который определяет повышение температуры антифриза и подает команду на запуск вентилятора.
Термо-таймер
Это датчик температуры, который сообщает вентилятору, когда дуть.
Охлаждающая жидкость
это транспортное средство, которое отводит тепло от двигателя через систему охлаждения в атмосферу. Свойства антифриза становятся важными в холодную погоду: если использовать простую воду, она замерзнет, расширится и быстро повредит многие компоненты.
Водяной насос
Этот компонент способствует циркуляции антифриза по системе. Чаще всего водяной насос приводится в движение цепью или ремнем привода ГРМ), но некоторые автомобили имеют водяной насос с электронным управлением.
Двигатель
Двигатель имеет несколько внутренних каналов и отверстий, через которые течет охлаждающая смесь, поглощая и рассеивая тепло. Антифриз выходит из блока цилиндров / головки двигателя по различным шлангам, по которым охлаждающая жидкость подается к другим частям системы.
Сердечник нагревателя
это еще один компонент, который имеет множество маленьких ребер, которые рассеивают тепло. Однако это тепло используется для обогрева салона (при необходимости) и попадает в салон через вентилятор / электродвигатель.
Замена жидкости и промывка
Если вам ранее не приходилось заменять какие-либо блоки в системе охлаждения, инструкции рекомендуют заменять антифриз не реже одного раза в 5-10 лет. Если нет необходимости доливать воду в систему из емкости или, что еще хуже, из придорожной канавы, при замене жидкости промывать систему не нужно.
Классификация
При работающем двигателе необходимо обеспечить отвод от 25 до 35% выделяемого тепла. Для его эффективного впитывания (удаления) часто используют воду, воздух или специальную жидкость (антифриз, антифриз). Охлаждающий материал определяет способ охлаждения силового агрегата.
Различают системы:
- Принудительное воздушное охлаждение.
- Замкнутый контур жидкостного охлаждения.