- Технические характеристики
- Поршень
- Двигатель ЗИЛ 130 технические характеристики
- Неисправности
- Модификации
- Применяемость
- ИСТОРИЯ
- Тюнинг
- Обслуживание раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131
- Коленчатый вал
- Принцип работы СЗ
- Конструкция
- Система охлаждения двигателя
- СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130
- СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
- ТРАНСМИССИЯ
- ТОРМОЗНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
- Краткое описание
- Маркировка
- Капитальный ремонт: этапы и процессы
- Разборка
- Диагностика неисправностей
- Подбор запасных частей
- Расточка
- Сборка
- Впускной и выпускной клапаны
- Контрольно-измерительные приборы и органы управления
- Шатун
- Блок цилиндров
- УСТРОЙСТВО
- Ходовая часть
- Трансмиссия
- Тормозное управление
- Система электроснабжения
- Кабина
- Кузов
- Двигатель ЗИЛ 130: легенда советского автопрома
Технические характеристики
Двигатель ЗИЛ 130 имеет форму V-образной восьмерки, часто использовавшейся на советских грузовиках. Считается третьим по надежности двигателем после ЯМЗ и КАМАЗ. Этот силовой агрегат также устанавливался на грузовики ГАЗ 53, как модификация, но широкого распространения эта модификация не получила.
Основные технические характеристики:
Имена | Характерная черта |
Завод-изготовитель | Именем Ленина |
Шаблон | 130 |
Вид пищи | Бензин / Газ |
Объем | 6,0 литра (5969 куб. См) |
Характеристики мощности | 150 лошадей |
Количество цилиндров | восемь |
Количество клапанов | 16 |
Расход на 100 км, литры | 32 |
Диаметр цилиндра | 100 |
Коэффициент сжатия | 6,5 — 6,7 |
Инъекция | Карбюратор |
Охлаждение | Жидкость |
Сам корпус силового агрегата был выполнен из чугуна. Большинство блоков цилиндров того времени изготавливались из этого материала, так как он был дешев и с ним легко было работать. Но головка блока уже была из алюминия, а точнее легкого алюминия (в состав входили свинец и железо, но не более 1%).
В основном эти двигатели предназначались для низкооктанового бензина А-76 или А-80. По мере роста стоимости топлива многие автопарки начали переводить эти двигатели на газ, поскольку это было более рентабельно, и даже потребляли 40 литров пропана или бутана на 100 км пути.
Поршень
Поршни отлиты из алюминиевого сплава и покрыты оловом для ускорения приработки юбки поршня в цилиндре. Ось поршневого пальца смещена на 1,6 мм от оси поршня.
Значение параметра
Диаметр, мм | 100,0 — 100,06 |
Высота сжатия, мм | 62,5 |
Масса, г | 782–822 |
Штифты стальные, плавающие, полые. Наружный диаметр штифта 28 мм, внутренний диаметр 19 мм. Длина поршневого пальца 82 мм.
Двигатель ЗИЛ 130 технические характеристики
При проектировании силовой установки за основу был взят агрегат, применяемый на автомобиле ЗИЛ-111. После доработки и доработки двигатель был частично аналогичен оригинальному изделию, но имел некоторые отличия.
Технические характеристики двигателя ЗИЛ 130:
Показатель: | Имея в виду: |
Мощность двигателя | 1964–1994 |
Скелетное сырье | чугун |
Мощность двигателя | Карбюратор, бензин (А-76) |
Охладите двигатель | Жидкостный, замкнутый контур с вентиляцией |
Количество и положение камер двигателя | Отто, «V» |
Порядок моторных камер | «15426378» |
Перепускные клапаны камеры, (шт.) | 2 |
Сечение камеры двигателя, (мм.) | 100 |
Рабочий объем двигателя, (мм.) | 95 |
Компрессия двигателя | 6.5 |
Объем двигателя ЗИЛ 130, (л) | 6 |
Мощность двигателя, (л.с) | 150 |
Импульс двигателя, (Нм / об / мин) | 401 |
Соответствие стандарту двигателя, (евро.) | «нуль» |
Масса двигателя ЗИЛ 130, (кг) | 440 |
Расход, (л / сот км.) | 32 |
Смазка двигателя | Голова + спрей + пар |
Масло моторное, марка | 0 (5,10,15) Вт-30 (40) |
Потеря смазки двигателя, (гр. / 1000 км.) | 100 |
Объем масла в двигателе ЗИЛ 130, (л.) | девять |
Замена смазки в двигателе, (км.) | 10000 |
Работа двигателя при температуре, (° С) | 91 |
Запас прочности двигателя, (км.) | 200 000 |
Тюнинг двигателя без потери ресурсов | Менее «100» |
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТЬ ПРИЧИНА
Выгорание печатей | Детали двигателя перегреваются |
Повышенное потребление | Утечка масла |
Ход поршня | Юбка повреждена, низ обгорел |
Модификации
Отдельно хотелось бы рассказать о некоторых доработках двигателя ЗИЛ 130. Дело в том, что в советское время пытались сконструировать такую машину, которая прослужит долго.
- Первые автомобили оснащались простым карбюраторным двигателем V-образной формы, объем одной такой системы составлял 5200 кубических сантиметров. Через некоторое время все убедились, что развить необходимый потенциал технически невозможно.
- По этой причине конструкторы сделали такой же V-образный агрегат, но с восемью цилиндрами. За счет этого удалось увеличить мощность до 150 лошадиных сил, что очень хорошо. Ни двигатель ЗИЛ 357, ни двигатель марки ЗИЛ 131 не могли похвастаться таким потенциалом.
- Впоследствии конструкторы выпустили совершенно новый двигатель, позволяющий разгоняться до 90 километров в час. Ключевые особенности включают четырехтактный цикл и расположение верхнего клапана.
Применяемость
Двигатель ЗИЛ-130 разрабатывался 5 лет с 1951 года. Прототипом стал силовой агрегат ЗиС-150, который в начале 1950-х годов был просто морально устаревшим, но его устройство положило начало рождению легенды советского времени автомобильная промышленность. Следующим поколением, после 130-го, стал ЗИЛ-131, технические характеристики которого увеличились по сравнению с младшим братом.
Широкое распространение получило семейство двигателей ЗИЛ-130. Так, они устанавливались на все платформы модели 130, а именно: ЗИЛ-130Э (1965-1986), ЗИЛ-130Т (1965-1986), ЗИЛ-130Э (1967-1986), ЗИЛ-130ЭЕ (1967-1986)), ЗИЛ-130ЭТ (1967-1986), ЗИЛ-130Г (1965-1986), ЗИЛ-130ГЕ (1967-1986), ЗИЛ-130ГС (1974-1986), ЗИЛ-130АН (1974-1986), ЗИЛ-130В1Е (1965–1986) и так далее.
Кроме того, стоит отметить, что производитель постоянно пытался улучшить характеристики двигателя. Так, в 1984 году был выпущен силовой агрегат, который был намного лучше по техническим характеристикам, а именно мощность увеличилась до 250 лошадиных сил, а расход топлива составил 27 литров на 100 км. Но этот вариант не нашел применения, так как стоимость производства оказалась довольно высокой, и руководство закрыло тестовый проект.
Было несколько попыток улучшить систему впрыска. Так, вместо штатного карбюратора был установлен Волговский или ГАЗоновский, но при капремонте имелся один существенный недостаток — периодически снижалась скорость и машина просто глохла. Поэтому было решено, что оптимальным вариантом будет карбюратор — К-88 и его модификации.
ИСТОРИЯ
В середине 1950-х годов темпы роста промышленности и сельского хозяйства в СССР резко ускорились. ЗИС 150, разработанный в довоенный период, из-за морального устаревания проекта уже не мог удовлетворить возросшие потребности. Появившийся в 1957 году ЗИЛ 164 стал временным решением и полностью не закрыл проблему, так как это была серьезная модернизация ЗИС 150. Стране нужен был принципиально новый автомобиль. Разработка изделия прошла в короткие сроки, прототипы ЗИЛ 130 появились еще в 1956 году. В качестве силовой установки 4-тонный автомобиль получил агрегат ЗИЛ-120, унаследованный от предыдущей модели. Такая мера была временной, вскоре основным двигателем стал 150-сильный 8-цилиндровый агрегат. Испытания и доводка модели длились 6 лет, опытные партии ЗИЛ 130 были выпущены только в 1962 году. Однако и после этого машина не поступила в серию; дальнейшие испытания заняли еще 2 года. Полноценное производство новой модели началось в октябре 1964 года.
Появление ЗИЛ 130 стало знаковым событием для советского автомобилестроения. Отечественные водители получили модель, превосходящую по комфорту все существующие автомобили. 5-ступенчатая трансмиссия с синхронизаторами всех передач (кроме первой) и значительно упрощенный гидроусилитель руля. Автомобиль трогался со второй передачи, а первая скорость использовалась только для крутых подъемов и бездорожья.
Новаторской была и конструкция ЗИЛ 130. Внешний вид грузовика был разработан Эриком Сабо. Молодой специалист создал совершенно новый имидж с элегантными линиями кабины, панорамным остеклением и рельефной решеткой радиатора. Автомобиль получил компоновку капота в американском стиле. Среди грузовых моделей такого не было на тот момент.
Изменился и цвет машины. Если раньше машины были окрашены в хаки для быстрой мобилизации военного времени, то теперь основным цветом стал небесно-голубой. Передняя часть ЗИЛ 130 сделана белой. Были и другие цвета (темно-зеленый, желтый), но именно небесно-голубой стал основным.
Модель быстро завоевала интерес потребителей. Помимо красоты, автомобиль обладал богатым функционалом и надежностью. До капремонта ЗИЛ 130 прошел 300 000 км, его грузоподъемность составляла 5 тонн.
Удачный дизайн сыграл с автомобилем злую шутку. Долгое время с момента появления изменений в конструкции автомобиля никаких изменений не было. На заводе имени Лихачева занимались созданием кузовных самосвалов, а модернизации ЗИЛ 130 практически не уделяли внимания. Лишь в 1966 году производитель задумался над усовершенствованием конструкции модели, что на тот момент уже было всерьез устаревший. Именно тогда и появилось первое обновление серии. Однако серьезных изменений в конструкции модели не произошло.
В 1978 году началось производство модернизированного ЗИЛ 130-76, внешне отличавшегося от исходного варианта доработанным «передом» (поменяли местами фары и подфарники).
В 1986 году сериал снова возобновили. Автомобиль назывался ЗИЛ 431410, но по конструкции и дизайну оказался практически полной копией своего предшественника. Основным недостатком машины был бензиновый агрегат с невысоким КПД и экологичностью. Дизельный двигатель производитель разрабатывал самостоятельно, и первые модели ЗИЛ 130 с ним появились только в 1987 году. При этом старый бензиновый двигатель продолжал устанавливаться на большинстве модификаций.
Производство серийного автомобиля на заводе имени Лихачева было окончательно завершено в 1994 году. На Уральском автомобильном заводе автомобиль выпускался до 2010 года.
Тюнинг
В эпоху Советского Союза о тюнинге было сложно говорить, так как такой вещи еще не было. Конечно, некоторые автолюбители пытались доработать силовой агрегат, установив на него турбину трактора или переделав систему впрыска. Известны также факты экспериментов, когда топливо охлаждали, что неоднократно приводило к гидроударам.
Но, с формированием новой эры и развитием тюнинга, в начале 2000-х годов началась целая серия экспериментов с двигателем ЗИЛ-130, тюнинг которого был достаточно дорогим и расточительным по времени. Однако нашлись энтузиасты, которые своими руками сделали капитальный ремонт 130 двигателей.
Итак, стоит подробнее рассмотреть, какой вид капитального ремонта производился на двигателе ЗИЛ-130 (тюнинг):
- Переточка поршневой системы. В цилиндрах просверлены отверстия под тюнинговые поршни диаметром 120 мм. Это позволило увеличить степень сжатия. Приобрести такие поршни для своего силового агрегата можно в компании ЗИЛ, для доработанных двигателей ЗИЛ-130ГЭС или у производителя Терра.
- Замена головки, снятой с ЗИЛ-130 БЭ.
- Замена клапанного механизма на перфорированные седла для клапанов ATI. В этой версии необходимо было заменить седла клапанов, которые ранее прошли стадию конуса.
- Замена шкивов ремня ГРМ.
- Замена системы зажигания на бесконтактную.
- Расточка коленвала и замена гильз.
- Заменю систему впрыска на моно инжектор.
- Намного больше.
Некоторые автолюбители поменяли всю начинку силового агрегата, что позволило установить многоточечный впрыск. Действительно, такой конь имел значительно большую мощь, в отличие от своих однополчан и братьев. Неотъемлемой частью тюнинга ДВС является замена выхлопной системы.
Для 130а это был хромированный комплект, укороченный на 200 мм выхлопной трубы, что позволило увеличить силовые характеристики на 50-100 лошадиных сил. Еще одним вариантом доработки стала установка разветвленной выхлопной системы, когда с выпускного коллектора сняли две выхлопные трубы. Значит, при правильных расчетах можно было прибавить 70-120 л.с.
Конечно, при замене выхлопной системы и установке инжектора нужно подумать о подаче воздуха. Таким образом, оставалось только установить ускоритель, который позволял бы управлять набегающим потоком воздуха. Следовательно, по логике вещей, необходимо заменить и воздушный фильтр. Как показывает практика, большинство профессионалов тюнинга рекомендуют воздушный фильтр с «нулевым сопротивлением.
Сколько будет стоить капитальный ремонт или тюнинг двигателя ЗИЛ-130? — Этот вопрос задавали многие автомобилисты. По средним прикидкам, если подвергнуть двигатель полной переделке, это обойдется владельцу примерно в 5000 долларов, что невыгодно, хотя технические характеристики могут увеличиться в 2, а то и в 3 раза.
Обслуживание раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131
Служба выдачи состоит из:
- ЭО — ежедневное обслуживание;
- текущее обслуживание — ТО, ТО-1 и ТО-2, предоставляемые производителем;
- сезонное обслуживание — СО (сезонное обслуживание).
ЭО состоит из визуального осмотра перед поездкой основных узлов грузовика. Также следует осмотреть поверхность земли под двигателем, коробкой передач, раздаточной коробкой, передним и задним мостами на предмет пятен из-за утечек смазки.
С помощью ТО-2 проверяется надежность крепления распределителя к силовой раме автомобиля, производится чистка вентиляционного отверстия распределителя.
Замена масла в распределителе осуществляется согласно таблице смазки. В РК используется масло ТСп-15 всесезонное. При эксплуатации автомобиля при температуре от -30 ° С и ниже применяется смазка ТСп-10.
Масло сливают из распределителя, открутив навинчивающуюся крышку (38, см. «Раздел» РК). Заливка смазки осуществляется через маслозаливное отверстие, повернув пробку (39).
Коленчатый вал
Коленчатый вал из стали ЗИЛ 130 (сталь 45), кованый, четырехколенный, пятиопорный. Шатун и коренные пальцы закалены. Коленчатый вал выполнен крест-накрест для лучшей балансировки двигателя.
Значение параметра
Диаметр основных магазинов, мм | 74,48 — 74,50 |
Диаметр пальца шатуна, мм | 65,48–65,50 |
Вес педали ЗИЛ 130 составляет 53,75 кг, с маховиком — 77,917 кг, со сцеплением и шкивом — 102,62 кг.
Принцип работы СЗ
СЗ любого ДВС предназначена для воспламенения топливных групп в цилиндрах. Смесь воспламеняется из-за появления искры, которая попадает в контакт свечи зажигания. В каждом цилиндре есть пробка. Работа свечей осуществляется в строгом порядке в любой момент времени. Эффективная работа двигателя зависит не только от возникновения искры, но и от силы ее тока, что также является одной из функций СЗ.
Источником питания автомобиля является аккумуляторная батарея, вырабатывающая ток определенной силы. Напряжение, подаваемое аккумулятором, недостаточно для воспламенения горючей смеси. Решение этой проблемы доверено СЗ. Он увеличивает напряжение, поступающее от аккумулятора, и в нужный момент подает его на конкретную свечу зажигания. Сила входящего тока достаточна для образования искры, которая может воспламенить топливную сборку.
Основные этапы любой СЗ:
- накопление необходимого заряда;
- преобразование тока низкого напряжения в высокое напряжение;
- распределение заряда;
- искрение свечей зажигания;
- воспламенение горючей смеси.
К СЗ предъявляются следующие требования:
- Подать искру в момент, заданный настройками газораспределительной системы, на свечу зажигания конкретного цилиндра. Работа цилиндров должна быть синхронизирована, чтобы двигатель работал стабильно.
- Искра должна появиться в свече зажигания с точностью до десятых долей секунды в то время, которое указано в настройках системы. Это задается в настройках. Другими словами, если искра образуется на секунду раньше или позже, автомобиль не заводится.
- Для достижения требуемой мощности искры необходимо настроить СЗ на зажигание ТВС с определенной плотностью и определенными пропорциями топлива и воздуха.
- Для обеспечения надежности двигателя, работа которого начинается с образования искры и воспламенения топливной смеси.
Конструкция
Если посмотреть на устройство двигателя, то в его основе восьмицилиндровый четырехтактный агрегат, имеющий карбюраторную систему с постоянной подачей топлива.
Небольшая особенность — V-образное расположение цилиндров. Благодаря этому достигается очень высокая мощность и небольшой вес двигателя.
Все поршни и цилиндры приводятся в движение одним коленчатым валом.
К тому же силовой агрегат имеет систему жидкостного охлаждения, что очень удобно. Автовладелец сможет передвигаться в любую погоду.
Система смазки имеет комбинированную систему — высокого давления и спрей. Благодаря этому все детали двигателя ЗИЛ 130 получат свою порцию масла и не выйдут из строя.
Топливная система двигателя ЗИЛ 375 и 130 очень похожа. Их топливо подается постоянно и мощно, что очень приятно. Благодаря этому силовой агрегат будет работать без перебоев.
Система охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя, закрытая жидкостная, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах 75… 95 градусов.
В горячем двигателе охлаждающая жидкость всасывается из радиатора в жидкостный насос и под определенным давлением через две насадки насоса подается в левый и правый блоки цилиндров и, проходя через окна в дефлекторах между цилиндрами, охлаждает гильзы цилиндров цилиндры.
система охлаждения
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130
В систему смазки (рис. 3.5) входят: маслозаливная горловина, масляный поддон, масляный насос с фильтром масляного бака, маслоохладитель, патрубки, каналы, масляный щуп и система вентиляции картера.
В студийных двигателях применяется комбинированная система смазки, где наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные смазываются распылением и самотеком.
Масло из масляного поддона через маслоприемник всасывается масляным насосом и перетекает из сливной части насоса в масляный фильтр, а затем по магистральному маслопроводу к коленчатому валу и подшипникам распределительного вала. Затем по каналам в блоке и головках цилиндров подается на валы коромысел, коромысел и компрессора (в двигателях ЗИЛ-130 и -645).
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, шейка распределительного вала, вал клапана и коромысла, приводные валы распределителя зажигания и масляный насос компрессора.
расточка цилиндра и поршневые пальцы смазываются распылением. Шестерни распределительных валов, штоки клапанов, толкатели и кулачки распределительных валов смазываются самотеком.
Для поддержания давления масла в заданных пределах в системе смазки есть предохранительный и перепускной клапаны.
система смазки
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
В топливную систему двигателя входят устройства и устройства, предназначенные для хранения запасов, подачи и очистки топлива, очистки воздуха, приготовления горючей смеси необходимого состава и удаления продуктов сгорания. Топливная система (рис. 441) карбюраторного двигателя включает в себя: карбюратор, топливный бак, топливные фильтры, топливный насос, топливопроводы, воздушный фильтр, впускной и выпускной патрубки, глушитель.
Двигатели 3М3-53-11 и ЗИЛ-130 комплектуются двухкамерными карбюраторами соответственно К-126Б и К-88АМ.
топливная система двигателя
ТРАНСМИССИЯ
сцепление ЗИЛ-130
Сцепление (рис. 7.1, а) на исследуемых автомобилях — фрикционное, однодисковое, расположенное в кожухе 12, прикрепленное к маховику 3, выполняющему роль ведущего диска сцепления. Внутри кожуха находятся следующие детали: диск воздуховода 4, диск нажимной 5, который соединяется с кожухом через выступы на диске (для ГАЗ-5342) или пружинных пластинах (для автомобилей ЗИЛ-431410 и ЗИЛ-645), которые обеспечивают осевое перемещение диска относительно крышки для выключения сцепления; рычаги выключения сцепления 6, установленные с возможностью вращения на игольчатых роликоподшипниках. Стальной ведомый диск 4 с прикрепленными к нему тормозными накладками посредством демпфера крутильных колебаний соединен со ступицей 7, установленной на шлицах трансмиссионного вала.Глушитель крутильных колебаний обеспечивает плавное включение муфты и быстрое гашение крутильных колебаний за счет на упругость пружин 10 и трение между дисками амортизатора 9 и ведомым диском.
схватить
ТОРМОЗНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
На автомобилях ЗИЛ применяется тормозная система с пневмоприводом (рисунок 10.5), которая включает в себя колесные тормоза и цепи пневмопривода рабочей, парковочной и резервной систем. Тормозная система автомобиля ЗИЛ-4331 дополнительно включает тормозной механизм и цепь пневмопривода вспомогательной тормозной системы (моторный тормоз).
Тормозные механизмы (рис. 10.6) рабочей тормозной системы установлены на всех колесах. Тормоза задних колес являются общими для вспомогательной, парковочной и запасной систем.
Тормоза устанавливаются на суппортах, которые крепятся к фланцам шкворней переднего моста болтами и к фланцам картера заднего моста заклепками. На эксцентриковых осях, закрепленных в суппорте, установлены 2 тормозные колодки с фрикционными накладками. Оси 8 колодок имеют эксцентриковые опорные поверхности, которые позволяют им правильно центрироваться с тормозным барабаном 7. При торможении колодки отодвигаются от расширяемого пуансона 4 и при отпускании стягиваются вместе пружинами.
Вал расширителя 15 (рис. 10.7) вращается в кронштейне, прикрученном к суппорту. На шлицевом конце вала установлен регулировочный рычаг с червячным колесом 16 и червяком 14, закрепленным расположенным внутри него упором 17. Регулирующий рычаг соединен с вилкой 11 штифтом 12 и штоком к мембране. 3 устанавливается между корпусом и крышкой тормозной камеры и обеспечивает уменьшение зазора между тормозными колодками и барабаном, который увеличивается из-за износа фрикционных накладок.
управление тормозом
Краткое описание
Двигатель ЗИЛ 130 (508) устанавливался на грузовые автомобили ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Конструкция двигателя ЗИЛ 130 имела много общего с представительной моделью ЗИЛ-111, но в целом модели двигателей имели небольшую степень унификации. Двигатель уменьшили в объеме до 6 литров, установили двухкамерный карбюратор и оснастили ограничителем оборотов. Семицилиндровые двигатели называются ЗИЛ-375 и используются на грузовиках Уральского автозавода. Увеличение объема достигнуто за счет увеличения радиуса цилиндров до 108 мм при сохранении хода поршня 95 мм.
Маркировка
Однако многих водителей интересует, где находится номер двигателя ЗИЛ 130, ведь найти его точно не всегда удается. Обычно при регистрации возникают проблемы с его поиском, потому что номер обязательно сравнивают с номерами, указанными в документации на грузовик, и все номера должны четко совпадать.
Модель, номер шасси и номер двигателя ЗИЛ указаны на металлической входной табличке. Он закреплен с правой стороны на поверхности подставки возле пассажирского сиденья.
В начале номера для идентификации расположены латинские буквы XTZ. Это заводские информационные коды:
- X указывает географический район;
- Знак T отражает страну;
- Буква Z обозначает производителя.
Учитывая, где расположен номер двигателя ЗИЛ, стоит обратить внимание на то, что маркировка указывается не только на шильдике. Маркировка рамы нанесена на правый лонжерон рамы и расположена на заднем конце. Номер двигателя ЗИЛ 130 расположен и указан в районе горизонтальной платформы, вверху переднего двигателя, рядом с рым-болтом.
Где номер двигателя ЗИЛ 130, вы можете увидеть на фото ниже:
Капитальный ремонт: этапы и процессы
Ремонт двигателя ЗИЛ 130 — тема довольно щекотливая, так как сам процесс несколько отличается от других грузовиков советского автопрома. Не многие механики сейчас умеют ремонтировать такой агрегат, так как этот агрегат считается морально устаревшим и ему на смену пришли ДВС нового поколения производства ЯМЗ, КАМАЗ и других производителей, устройство которых отличается от 130.
Далее рассмотрим последовательность действий, направленных на капитальный ремонт силового агрегата.
Разборка
Конечно, перед разборкой двигателя его необходимо снять с автомобиля. Делается это довольно просто: все системы отключаются и с помощью крана или лебедки весь узел вытягивается снизу вверх.
Процесс разборки в целом ничем не отличается от самого ГАЗ-53. Но учтите последовательность действий, которые необходимо выполнить:
- Снимаем карбюратор, высоковольтные кабели и систему зажигания.
- Разборка клапанных крышек.
- Сливаем масло из двигателя.
- Снимаем блок-картер.
- Вытаскиваем ГБЦ. Стоит отметить, что в 130-м их два.
- Снимите насос, масляный насос и удерживающие стержни.
- Разбираем коромысла и основания шатунов, удерживающих вкладыши, затем вынимаем коленвал.
- Теперь вы можете снять поршни вместе с шатунами.
- Разборка других мелких предметов
Теперь, когда все разобрано, необходимо тщательно промыть все детали, чтобы приступить к диагностике.
Диагностика неисправностей
После промывки, которую проводят горячим керосином, нагретым до 60-70 градусов, необходимо определиться, какие детали еще можно использовать, а какие нужно будет заменить. Диагностические работы начинаются с замеров коленчатого вала и блока цилиндров. Если замеры показали, что блок и вал должны быть острыми, их отправляют на специальные станки.
Далее стоит проверить работоспособность водяного и масляного насоса. Как показывает практика, обычно изнашиваются вал и опорный подшипник, поэтому можно обойтись заменой ремкомплекта, но эта теория не всегда работает. Кроме того, в обязательном порядке меняют подшипники коленвала, так как выработка внутри часто бывает слишком большой.
Следующим этапом является диагностика ГБЦ. Как показывает практика, здесь все предельно просто: меняются сальники клапанов и распредвалов, выпускных клапанов, седла клапанов и направляющие втулки. Часто бывают случаи, когда при опрессовке происходит растрескивание ГБЦ: здесь на помощь приходит аргонная сварка, которая отлично ремонтирует алюминий.
Подбор запасных частей
Когда все детали определены, можно начинать заказывать и снимать. Обратите внимание, что не всегда возможно растачивать цилиндры на первый размер больше, поэтому необходимо заказывать поршень после расточки. Как показывает практика, на оставшихся в эксплуатации двигателях ЗИЛ заказывают ремонт не поршней, а комплектов стволов, в которые входят: полноразмерная гильза, поршень, палец и комплект маслосъемных колец.
Следующим этапом является подбор запчастей для головки блока. Здесь все идет по стандарту: клапаны (обычно комплект выпускной и впускной, всего 16 штук), ремонтные (утолщенные) направляющие втулки размером +0,03 мм, стандартные седла клапанов и сальники. При необходимости проводится подбор распредвалов. Но это в редких случаях, когда у снятых есть повышенный износ шеи.
Все остальные запчасти заказываются по стандарту, в соответствии с маркировкой двигателя. Это важно, так как запчасти с маркировкой ЗИЛ-130АГЕ или ЗИЛ-130БЭ к силовому агрегату ЗИЛ-130 не подойдут.
Расточка
Теперь, когда все запчасти собраны, можно приступать к собственно ремонту и восстановлению. Первый шаг — расширение коленчатого вала и блока цилиндров.
Коленчатый вал устанавливается на специальный шлифовальный станок с помощью высоких оборотов и каменного круга определенной зернистости. Специалист шлифует коленчатый вал до определенного размера, затем на малых оборотах полирует поверхности штифтов наждаком разного размера.
В отличие от коленчатого вала блок устанавливается в расточно-шлифовальный станок, где шлифуются поверхности цилиндров. Затем специалисты устанавливают вкладыши в седла и вставляют их под поршни. Сами поршни необходимо повернуть на токарном станке и отрегулировать по весу.
Это делается путем удаления краев обода в нижней части каждого поршня. Разница в весе не должна превышать 0,05 грамма. Если их больше, может возникнуть дисбаланс, и износ деталей и всех них увеличится.
После того, как вы завершили свои начальные операции с блоком, пройдите процедуру сборки. То есть поршни опускаются в цилиндры, и мастера видят, насколько точны операции. При необходимости заново заточите внутреннюю поверхность втулки.
Только после этого можно переходить к процедуре шлифовки поверхностей блока, а именно посадочных мест для головок. После завершения всех операций детали и узлы снова промываются.
Кроме того, головка блока цилиндров проходит процедуру шлифования поверхности. Поверхность шлифованная, на которой установлен блок цилиндров. Обе поверхности должны быть идеально ровными, так как при сборке и установке уплотнений могут возникнуть утечки, что приведет к повторной разборке и ремонту.
Сборка
Двигатель собран в соответствии с рекомендованными техническими описаниями и документацией производителя, выпущенной в 1974 и 1985 годах. Первым делом необходимо установить коленчатый вал, а также основные подшипники. Затем идет установка поршневой части, обычно называемой «поршневой муфтой». Мастер устанавливает шатуны, которые, как и поршень, предварительно регулируются по весу, а также устанавливает втулки шатуна.
После установки комплектов отделки салона можно приступать к сборке ГБЦ. Сначала монтируются новые направляющие втулки, предварительно «раскатанные» (выточенные) на токарном станке. Затем устанавливаются седла клапанов, которые проходят роликовый резак и сборку новых клапанов. Следующим этапом будет установка распредвалов, шатунов и пружин. Затем устанавливаются клапаны и сальники.
После сборки блока цилиндров и головки их можно соединить между собой. Это осуществляется с помощью прокладок, которые смазываются графитовой смазкой. Последний этап — установка масляного поддона, масляного и водяного насоса. Последние штрихи — установка карбюратора и системы зажигания. Залейте масло. Если все прошло успешно, можно проводить обкатку двигателя.
Впускной и выпускной клапаны
Выпускной клапан изготовлен из стали ЭИ992, он полый, внутри полости находится 1,85 г металлического натрия, рабочая часть штока клапана хромирована. Впускной клапан из стали EI107. Диаметр тарелки впускного клапана 50,5 мм, диаметр выпускного клапана 41 мм. Диаметр штока клапана составляет 11 мм, а длина обоих — 140 мм.
Контрольно-измерительные приборы и органы управления
1 — термометр системы охлаждения двигателя; 2 — подсветка панели приборов; 3 — амперметр; 4 — головка управления жалюзи радиатора; 5 — головка клапана стеклоочистителя; б — выключатель указателей поворота; 7 — манометр в шинах; 8 — замок зажигания; 9 — рычаг клапана регулировки давления в шинах; 10 — кнопка ручного управления дроссельной заслонкой карбюратора; 11 — выключатель указателя уровня топлива; 12 — выключатель освещения приборной панели и потолка кабины; 13 — кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора; 14 — выключатель электродвигателя отопителя и вентилятора; 15 — ручка центрального переключателя фар; 16 — манометр пневматической системы срабатывания тормозов; 17 — сигнальная лампа указателей поворота; 18 — манометр системы смазки двигателя; 19 — спидометр; 20 — указатель уровня топлива; 21 — контрольная лампа дальнего света фар.
Шатун
Шатуны ЗИЛ 130 изготовлены из стали 40Р. В верхней части головы бронзовая втулка.
Значение параметра
Длина, мм | 185,0 |
Диаметр отверстия верхней головки, мм | 27,5 |
Диаметр нижнего головного отверстия, мм | 69,5 |
Блок цилиндров
Блок цилиндров ЗИЛ 130 чугунный, с опорной водяной рубашкой и вставными мокрыми гильзами. Для увеличения жесткости водяная рубашка разделена перегородками на замкнутые силовые цепи. Гильзы цилиндров отлиты из чугуна СЧ18-36 с содержанием феррита не более 5%. Вставка из коррозионно-стойкого аустенитного чугуна вдавливается в верх гильзы на 50 мм (это обеспечивает ресурс гильзы до 200 тыс. Км). Толщина гильзы 7,5 мм, высота гильзы 188,5 мм. Распределительный вал установлен в блоке цилиндров.
Значение параметра
Материал | Ковкий чугун |
Диаметр цилиндра, мм | 101,48–101,54 |
Диаметр отверстия под подшипник коленчатого вала (для коренных подшипников), мм | 79 500 — 79 525 |
УСТРОЙСТВО
У ЗИЛ 130 был замечательный для своего времени дизайн (не случайно модель завоевала золотую награду на международной выставке в Германии). Модель получила аэродинамические крылья, вентиляционный люк, большое панорамное лобовое стекло и капот типа аллигатора. Обычно машину красили в синий цвет, но были и белый, и желтый, и темно-зеленый варианты.
Основные элементы ЗИЛ 130 устанавливались на клепаной литой раме с 2-х канальными лонжеронами. Для усиления конструкции использовано 5 ригелей. В задней части монтировалось буксирное устройство с фаркопом с защелкой, спереди — 2 фаркопа без защелок.
Ходовая часть
Для передней и задней оси применялась зависимая подвеска с полуэллиптическими продольными рессорами. Передние концы рессор крепились к раме пальцами и проушинами, задние — скользящими. Для передней оси использовалась кованая двутавровая балка с двумя телескопическими гидроамортизаторами двустороннего действия. Задние пружины усилены.
Основополагающими для машины стали диски 7.0-20 с резиной 9.00-20 (260-20).
Трансмиссия
Большинство версий ЗИЛ 130 оснащалось механической трехступенчатой 5-ступенчатой трансмиссией с синхронизацией всех передач, кроме первой (задний ход был прямым). Передача мощности от двигателя к коробке передач осуществлялась с помощью сухого однодискового сцепления фрикционного типа с механическим приводом. Главная передача была двойной и имела передаточное число 6,45. Задняя стойка оснащалась 4-х сателлитным коническим дифференциалом. Рулевое управление было передним мостом, основным — задним мостом.
Тормозное управление
Рабочая тормозная система ЗИЛ 130 была колодочной с барабанными механизмами, действующими на все колеса. В конструкцию входил пневмопривод. В качестве парковочной системы использовался барабанный механизм, действующий на трансмиссию. Также он имел механический привод.
Система электроснабжения
В машине использовалась однопроводная электросеть с напряжением 12 В. Источником питания служил генератор Г108-В или 32.3701 и аккумулятор 6СТ-90ЭМ. Для пуска двигателя использовался стартер СТ-130АЗ.
Кабина
По комфорту ЗИЛ 130 опередил все грузовики того времени. Сразу за агрегатом находилась цельнометаллическая 3-х местная кабина. Водительское кресло регулировалось по высоте, углу наклона спинки и длине. Все кресла были удобными и мягкими. В базовую комплектацию входили двухлопастный дворник, омыватель лобового стекла и мощный обогреватель. Эргономика салона была на высоком уровне (особенно для того времени). Установленные датчики и приборы предоставили исчерпывающую информацию об автомобиле. В крыше имелось 2 вентиляционных люка.
Звукоизоляция салона отличная. Основным недостатком салона была плохая обзорность. У высоких передних крыльев и капота были некоторые проблемы, особенно при движении в плотном потоке.
Ширина салона увеличилась по сравнению с другими изделиями завода, что сделало салон более просторным. Изначально модель оснащалась гидроусилителем рулевого управления, что обеспечивало удобство управления тяжелым грузовиком. Сам рулевой механизм включал в себя винт с шариковой гайкой и поршневую рейку.
Кузов
ЗИЛ 130 оснащался кузовом с люком. Платформа считалась грузопассажирской, так как по бокам имела решетки и скамейки, которые при необходимости откидывались. Вместимость кузова составила 16 человек. В первоначальном варианте машина имела тент с арками. Базовый кузов был очень практичным и просторным. В качестве дополнительного оборудования предлагались лопата, блэкаут и канистры.
Двигатель ЗИЛ 130: легенда советского автопрома
Наверное, почти все автомобилисты хотя бы раз в жизни слышали о 130-м ЗИЛе. Безусловно, это легендарный автомобиль, оставивший большой след в истории автопрома СССР. Но не менее легендарен и сам двигатель этого устройства. Рассмотрим основные технические характеристики, устройство и полный процесс обслуживания и ремонта данного силового агрегата.